Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (апрель 2014)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Поправки по амортизации для стандартов IAS 16 и IAS 38

Совет по МСФО (IASB) опубликовал «Разъяснение о применимых способах амортизации (поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38)». В поправках содержится дополнительное руководство по расчету амортизации объектов основных средств и нематериальных активов. Поправки вступят в силу для годовых периодов, начинающихся с или после 1 января 2016 года, разрешено досрочное применение.

 

Предпосылки

В течение 2011 года Комитет по интерпретации МСФО сделал запрос для уточнения смысла термина «потребление ожидаемых будущих экономических выгод, заключенных в активе» при определении приемлемого метода амортизации. Комитет пришел к выводу рекомендовать Совету по МСФО внести изменения в МСФО (IAS) 16 «Основные средства» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», чтобы уточнить, что метод, основанный на доходах, не является целесообразным.

Совет по МСФО опубликовал предварительный проект ED/2012/5 «Разъяснение о применимых способах амортизации (предлагаемые поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38)», следуя рекомендациям Комитета по интерпретациям от 4 декабря 2012 года. Тем не менее ED был предложен в Основах для выводов, что будет ограничивать обстоятельства, при которых метод, основанный на доходах, даст аналогичный результат как метод единиц производства. Поскольку такое заявление противоречило предлагаемым поправкам к стандарту, Совет по МСФО решил выпустить этот комментарий в заключительных поправках.

 

Поправки

Поправки к МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

Требования МСФО (IAS) 16 уточняют, что метод начисления амортизации, основанный на доходах, генерируемых деятельностью, которая включает в себя использование актива, не является применимым. Причина в том, что такой метод отражает структуру потребления экономических выгод, которые возникают в результате деятельности предприятия, частью которого является данный актив, а не структуру потребления ожидаемых будущих экономических выгод от самого актива.

 

Поправки к МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»

Требования МСФО 38 уточняют, что метод начисления амортизации доходов на основе нематериальных активов является неуместным по тем же причинам, что и в МСФО (IAS) 16. Тем не менее Совет по МСФО заявляет, что есть ограниченные обстоятельства, когда есть основания полагать, что такой метод можно использовать:

•  нематериальный актив выражается как мера дохода (преобладающим ограничивающим фактором, присущим нематериальному активу, является достижение порога выручки);
•  может быть доказано, что доходы и потребление экономических выгод от использования нематериального актива сильно связаны (потребление нематериального актива напрямую связано с доходами, полученными от использования актива).

 

Поправки к двум стандартам

В обоих стандартах представлено руководство с целью прояснить, что ожидаемое будущее уменьшение отпускных цен может свидетельствовать о более высокой скорости потребления будущих экономических выгод, заключенных в активе.

 

Особое мнение

Один из членов Совета МСФО выразил несогласие с публикацией этих поправок. Он обеспокоен тем, что поправки не могут в полной мере решить эту проблему, изначально затронутую Комитетом по интерпретации. Кроме того, по его мнению, поправки не разъясняют достаточно ясно, какие доказательства необходимы, чтобы применить исключение в МСФО (IAS) 38.

 

Дата вступления в силу

Поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2016 года или после этой даты. Разрешается досрочное применение.

 

Повестка дня заседания Консультативного совета по МСФО в июне 2014 года

На днях была опубликована повестка дня предстоящей встречи Консультативного совета по МСФО, которая состоится в Лондоне 9–10 июня 2014 года. Кроме обновлений деятельности Консультативного совета, Фонда МСФО, Совета по МСФО и Консультативной группы по анализу, совещание будет посвящено значению профессионального суждения в финансовой отчетности, будет рассмотрена предварительная обратная связь по результатам внедрения МСФО (IFRS) 3 и проект «Концептуальных основ». Кроме того, предполагаются и другие темы для обсуждения.

Повестка заседания будет включать в себя следующие задачи:

•  Обзор последних четырех месяцев работы.
•  Деятельность Совета по МСФО (обновление плана работы, процесс таксономии МСФО, обновление «аренды»).
•  Обсуждение комментариев к Концептуальным основам и последующие шаги по проекту.
•  Использование профессионального суждения (роль, принципы, необходимость в руководстве).
•  Научно-исследовательская деятельность по МСФО.
•  Обзор МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» — предварительный обзор обратной связи.

 

Сеть будет способствовать продвижению интегрированной отчетности в общественном секторе

Сертифицированный Институт государственных финансов и бухгалтерского учета (CIPFA) и Международный совет по интегрированной отчетности сделали заявление о создании сети для общественного сектора в целях содействия по внедрению интегрированной отчетности.

Сеть будет курировать группа участников и внешние организации. Как заявил Совет по международной интегрированной отчетности, сеть поможет выявить и решить ключевые специфические аспекты сектора для формирования интегрированной отчетности. Предполагается, что сеть будет широкой и в нее войдет полный спектр опыта и практики мирового общественного сектора.

Как сказал технический директор CIPFA, «это огромный шаг вперед для интегрированной отчетности и значительное развитие для общественного сектора во всем мире. Интегрированная отчетность даст более прозрачное понимание, как и где используются ресурсы мирового ВВП». Также он выразил надежду, что многие организации общественного сектора присоединятся к сети и начнут составлять интегрированную отчетность.

 

Совет по МСФО опубликовал поправки к МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»

МСФО (IFRS) 11 определяет порядок учета участия в совместной деятельности и совместных операциях. Опубликованные поправки добавили новое руководство о том, каким образом учитывать приобретение доли в совместной операции — составляющей бизнеса. Поправки предлагают соответствующий учет для таких приобретений.

Вопрос возник в результате запроса Комитета по интерпретации МСФО. В результате Комитет по интерпретациям рекомендует Совету по МСФО внести изменения в МСФО (IFRS) 11.

 

FEE не считает, что стоит проводить различия в сложности финансовой отчетности

Европейская федерация бухгалтеров (Fеdеration des Experts Comptables Europеens — FEE) прокомментировала бюллетень по теме Концептуальных основ МСФО, не так давно выпущенный Европейской консультативной группой по финансовой отчетности (EFRAG) совместно с национальными разработчиками Германии, Франции, Италии и Великобритании. Напомним, что среди основных тем там рассматривались: 1) проблемы с запутанностью в финансовых отчетах; 2) возможные причины этого; 3) возможные изменения в концепциях, которые потенциально способны снизить сложность финансовой отчетности.

Европейская федерация бухгалтеров согласна с определением сложности, которое приводится в бюллетене, а также полагает, что существует прямая связь между факторами сложности, затратами для составителей отчетности и, естественно, полезностью для пользователей. Не отрицает FEE и того факта, что разработчики своей работой могут только добавить запутанности.

Не согласна Европейская федерация бухгалтеров разве что с предлагаемой схемой деления на неизбежные сложности и сложности, которых можно избежать, точнее, с той идеей, что только деловое окружение «снизу» создает неизбежные сложности, в то время как от сложностей в результате процесса разработки стандартов («сверху») можно избавиться. Вообще, сама попытка проводить подобные разграничения — это в очень большой степени вопрос суждения, возможно субъективного. Отсюда вывод: так ли это нужно приплетать?

Промежуточный вывод заключается в том, что сложность в финансовой отчетности не стоит рассматривать в качестве одного из основополагающих факторов в процессе разработки стандартов. Вместо этого уже в результате «полевых испытаний» нового стандарта, которые и так постоянно проводятся европейскими экспертами, можно анализировать, не является ли он излишне запутанным и не перевешивают ли затраты выгод от его использования.

Источник: www.gaap.ru

 

G20 призвали ускорить внедрение IPSAS

«Большая двадцатка» ведущих экономик мира должна прилагать больше усилий для обеспечения внедрения международных стандартов финансовой отчетности для организаций общественного сектора (IPSAS). Такие мысли высказывает руководство Международной федерации бухгалтеров (IFAC), один из профильных комитетов которой как раз и занимается разработкой этих стандартов.

Спустя ровно год после встречи финансовых министров и руководителей центральных банков в Москве, на которой стороны договорились об усилении доверия к финансовым отчетам организаций общественного сектора, стандарты IPSAS по-прежнему весьма далеки от того, чтобы стать общепризнанным стандартом для отчетности госструктур.

В корне проблемы лежит тот факт, что многие правительства — даже те, у которых облигации активно обращаются на рынке капитала, — по-прежнему не используют метод начислений. Это на самом деле довольно серьезное, контрастирующие различие с частными компаниями, которые, получая финансирование на рынках капитала, должны представлять аудированную отчетность на основе метода начислений.

Исполнительный директор Международной федерации бухгалтеров Файез Чодхери (Fayez Choudhury) отмечает, впрочем, что внедрение стандартов IPSAS стимулируется (или должно стимулироваться) сразу несколькими ныне активными инициативами. Так, укрепление сотрудничества между правительствами стран мира и организацией, ответственной за разработку стандартов (Международным советом по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (IPSASB)), должно еще сильнее поднять кредит доверия к отчетности организаций общественного сектора.

На протяжении оставшейся части года правительства стран G20 (в первую очередь, разумеется, центральные банки и министерства финансов) должны прилагать усилия для перехода с кассового метода на метод начислений. Например, IFAC говорит о том, что стандарты IPSAS необходимо внести в список наиболее приоритетных стандартов для внедрения, который имеется в Совете по финансовой стабильности (Financial Stability Board).

Со своей стороны Международная федерация бухгалтеров обещает способствовать популяризации качественной отчетности общественных организаций с помощью своей инициативы «Accountability Now!». Помимо того что она направлена на увеличение общей осведомленности вовлеченных сторон, эта схема также будет содержать руководство по внедрению стандартов и накоплению технических ресурсов, необходимых для осуществления перехода.

Напомним также, что после прошлогодней встречи в Москве МВФ, Всемирный банк и ОЭСР осуществили пересмотр структуры управления совета IPSASB. В дополнение к этому Еврокомиссия, не без помощи своего статистического агентства Eurostat, уже давно ведет исследование того, как можно улучшить отчетность госсектора конкретно в Европе. По ее мнению, ничто, кроме IPSAS, не может служить базисом для разработки европейских эквивалентов — EPSAS. Впрочем, так ли они нужны и можно ли обойтись оригиналом — также довольно непростая и активно обсуждаемая в деловых кругах тема.

Источник: www.gaap.ru