Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Совет по МСФО проголосовал за сохранение подхода к учету гудвилла только с учетом обес­ценения

На своем заседании в ноябре 2022 года Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) проголосовал за сохранение подхода к учету гудвилла только с учетом обес­ценения. Это предварительное решение стало итогом тщательной оценки, которая началась в 2014 году с постимплементационного обзора (PIR) МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса».

Принимая решение, Совет по МСФО учел отзывы заинтересованных сторон, полученные в ходе PIR МСФО (IFRS) 3; дискуссионный документ, опубликованный Советом по МСФО в марте 2020 года, и последующие исследования. Совет по МСФО пришел к выводу, что собранные обширные доказательства не продемонстрировали убедительных доводов в пользу изменения предыдущего решения об учете гудвилла.

В сентябре 2022 года Совет по МСФО также проголосовал за добавление в МСФО (IFRS) 3 требований к раскрытию информации о последующих результатах приобретения в ответ на отзывы инвесторов в рамках PIR. При разработке этих требований к раскрытию информации Совет по МСФО также учитывал отзывы компаний о трудностях, связанных с предоставлением такой информации.

Далее Совет по МСФО рассмотрит вопрос о том, публиковать ли эти предложения в виде обнародованного проекта. Если да, то до публикации проекта Совет по МСФО доработает детали своих предложений по требованию лучшего раскрытия информации о последующих результатах приобретений и изучит потенциальные улучшения и упрощения теста на обес­ценение.

Совет по МСФО предлагает ускоренный проект узкоспециализированных поправок к стандарту бухгалтерского учета по налогам на прибыль

На своем заседании в ноябре 2022 года Совет по международным стандартам финансовой отчетности решил включить в свой рабочий план ускоренный проект, предлагающий узкопрофильные поправки к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

В декабре 2021 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала Типовые правила второго компонента. Эти правила направлены на решение налоговых проблем, возникающих в связи с цифровизацией экономики, и были согласованы более чем со 135 странами и юрисдикциями, представляющими более 90 % мирового ВВП.

Типовые правила второго компонента представляют собой шаблон для внедрения минимальной ставки корпоративного налога в размере 15 %, которую крупные транснациональные компании будут платить с доходов, полученных в каждой юрисдикции, в которой они ведут свою деятельность.

Проект Совета по МСФО отвечает на опасения заинтересованных сторон относительно потенциальных последствий предстоящего внедрения этих правил для учета налога на прибыль. В частности, Совет по МСФО предварительно решил ввести:
  • временное исключение из учета отложенных налогов, возникающее в связи с внедрением Правил;
  • целевые требования к раскрытию информации для затронутых компаний.

Совет по МСФО планирует опубликовать предварительный проект в январе 2023 года. В связи с ускоренным характером проекта Совет по МСФО принял решение о 60-дневном периоде комментариев, который подлежит утверждению Комитетом по надзору за надлежащим процессом.

Совет по МСФО планирует завершить разработку поправок, которые вступят в силу немедленно, во втором квартале 2023 года.

Обновление Совета по МСФО за ноябрь 2022 года

В данном обновлении IASB освещаются предварительные решения Совета по Международным стандартам финансовой отчетности. Проекты, затронутые этими решениями, можно найти в рабочем плане. Окончательные решения СМСФО по стандартам финансовой отчетности МСФО®, поправкам и интерпретациям IFRIC® официально ставятся на голосование, как указано в руководстве по процедуре рассмотрения Фонда МСФО.

Совет по МСФО провел заседание 22–24 ноября 2022 года.


Исследования и разработка стандартов

Постимплементационный обзор МСФО (IFRS) 9 «Классификация и оценка» (повестка дня 3)
Совет по МСФО провел заседание 23 ноября 2022 года, чтобы обсудить отзывы, полученные в ходе обзора после внедрения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». В частности, Совет по МСФО обсудил:
  • следует ли предпринимать дальнейшие действия в ответ на воп­росы, возникшие в результате обратной связи по финансовым обязательствам и собственному кредиту (повестка дня 3A);
  • была ли проведена достаточная работа для завершения постимплементационного обзора (повестка дня 3B).

Финансовые обязательства и собственные кредиты (повестка дня 3A)
Совет по МСФО принял решение не предпринимать дальнейших действий по вопросам, указанным в отзывах на МСФО (IFRS) 9, касающихся:
  1. требований к классификации и оценке финансовых обязательств;
  2. представления изменений в собственном кредитном риске.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Ответ на отзывы и следующий шаг (повестка дня 3B)
Совет по МСФО обсудил краткое изложение своего ответа на отзывы, полученные в ходе постимплементационного обзора требований к классификации и оценке в МСФО (IFRS) 9, чтобы принять решение о завершении обзора. Совет по МСФО решил, что была проделана достаточная работа:
  1. для завершения обзора после внедрения;
  2. для подготовки персоналом отчета и заявления об отзыве по постимплементационному обзору.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Следующий шаг
Совет по МСФО опубликует отчет и заявление об отзывах по результатам постимплементационного обзора МСФО (IFRS) 9 «Классификация и оценка». 

Динамическое управление рисками (повестка дня 4)
Совет по МСФО провел заседание 23 ноября 2022 года, чтобы начать обсуждение следующего этапа разработки модели динамического управления рисками (Dynamic Risk Management, DRM). Совет по МСФО обсудил:
  • может ли собственный капитал учитываться при определении текущей чистой открытой позиции организации по риску (повестка дня 4A);
  • является ли прежнее предварительное решение о необходимости условного выравнивания профиля актива и целевого профиля в основной модели DRM по-прежнему необходимым после недавних усовершенствований модели DRM (повестка дня 4B).

Управление собственным капиталом (повестка дня 4A)
Совет по МСФО предварительно решил, что при определении текущей чистой открытой позиции организации по риску включение собственного капитала не является необходимым и поэтому собственный капитал не является приемлемой статьей для целей модели DRM.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Условное выравнивание установленных активов и обязательств (повестка дня 4B)
Совет по МСФО предварительно решил, что при определении текущей чистой открытой позиции организации по риску условное выравнивание определенных активов и обязательств не требуется.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит обсуждение тем, определенных в плане проекта.

Деятельность, регулируемая тарифами (повестка дня 9)
Совет по МСФО провел 23 ноября 2022 года заседание, на котором обсуждался учет регулирующих доходов от актива, еще не готового к использованию, когда организация капитализирует затраты по займам на строительство этого актива (повестка дня 9A и 9C). В частности, Совет по МСФО обсудил последствия применения своего предыдущего предварительного решения в отношении таких регулятивных доходов в данной ситуации.

Совет по МСФО также обсудил рекомендации консультативной группы по тарифному регулированию по данной теме (повестка дня 9B). Совету по МСФО не было предложено принимать какие-либо решения по повестке дня 9B.

Капитализированные затраты по займам (повестка дня 9A). Капитализированные затраты по займам (дополнение) (повестка дня 9C)

Совет по МСФО предварительно решил, что если база нормативного капитала организации и ее основные средства имеют прямую взаимосвязь и организация капитализирует свои затраты по займам, а также:
  1. если соглашение о регулировании обеспечивает организации как долговую, так и долевую доходность актива, еще не готового к использованию, обязать организацию отражать в отчете о финансовых результатах в течение периода строительства только ту доходность, которая превышает капитализированные затраты организации по займам;
  2. если соглашение о регулировании предоставляет организации только долговую доходность по такому активу, запретить организации отражать эту доходность в отчете о финансовых результатах в течение периода строительства.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.

Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит повторное обсуждение предложений по проекту.

Поправки к классификации и оценке финансовых инструментов (повестка дня 16)
Совет по МСФО провел заседание 23 ноября 2022 года для обсуждения предложенных поправок к МСФО 9 «Финансовые инструменты» и МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Инструменты, связанные с договором: вопрос о зачистке (повестка дня 16A)
Совет по МСФО рассмотрел вопрос об охвате операций, к которым применяются требования МСФО (IFRS) 9 в отношении инструментов, связанных с договорами. Совет по МСФО принял предварительное решение разъяснить, что, когда организация определяет, содержит ли сделка инструменты, связанные с договором, как описано в МСФО (IFRS) 9, любые финансовые инструменты, имеющиеся у передающей стороны базовых активов в сделке, исключаются.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Выбор учетной политики для прекращения признания финансовых обязательств (повестка дня 16B)
Совет по МСФО дополнительно рассмотрел критерии, которые позволят организации прекратить признание финансового обязательства до того, как она предоставит денежные средства на дату расчетов.

Совет по МСФО предварительно решил, что организация имеет право выбора учетной политики для прекращения признания финансового обязательства до даты расчетов, если:
  1. организация не имеет возможности отозвать, остановить или отменить электронную платежную инструкцию;
  2. организация утратила практическую возможность доступа к денежным средствам в результате электронного платежного поручения;
  3. расчетный риск, связанный с электронной платежной инструкцией, незначителен.

Риск расчетов считается незначительным, если используемая платежная система имеет такие характеристики:
  1. период между датой инициирования платежа и датой расчетов относительно короткий и стандартизирован для данной платежной системы;
  2. выполнение платежной инструкции происходит в соответствии со стандартным административным процессом, так что у должника есть разумная уверенность в том, что перевод будет завершен и денежные средства будут доставлены кредитору.

Совет по МСФО предварительно решил ограничить сферу применения данного выбора учетной политики электронными платежными системами.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Этапы надлежащего процесса (повестка дня 16C)
Совет по МСФО принял предварительное решение установить период комментирования в 120 дней для проекта раскрытия информации, разрабатываемого для данного проекта.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Никто из членов Совета по МСФО не выразил намерения не согласиться с предложениями, содержащимися в проекте.

Совет по МСФО обсудил этапы надлежащего процесса, включая разрешение начать процесс голосования по проекту экспозиции.

Все 11 членов Совета по МСФО подтвердили, что они удовлетворены тем, что Совет по МСФО выполнил применимые требования надлежащей процедуры и провел достаточные консультации и анализ, чтобы начать процесс голосования по проекту.

Следующий шаг
Сотрудники подготовят проект предложения для голосования. 

Гудвилл и обес­ценение (повестка дня 18)

Совет по МСФО провел заседание 24 ноября 2022 года для обсуждения своего предварительного мнения о последующем учете гудвилла, изложенного в документе для обсуждения «Объединение бизнеса: раскрытие информации, гудвилл и обес­ценение». В частности, Совет по МСФО обсудил вопрос о том, следует ли сохранить модель учета только обес­ценения или рассмотреть возможность повторного введения амортизации гудвилла.

Совет по МСФО предварительно решил сохранить свою предварительную точку зрения о сохранении модели «только обес­ценение» для последующего учета гудвилла.

Десять из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Следующий шаг
На своем заседании в декабре 2022 года Совету по МСФО будет предложено решить, следует ли переводить проект из стадии исследования в стадию разработки стандартов.

На последующих заседаниях Совету по МСФО также будет предложено принять решения относительно:
  1. дальнейших аспектов раскрытия информации об объединении бизнеса;
  2. других тем, входящих в сферу применения проекта.

Объединение бизнеса под общим контролем (повестка дня 23)
Совет по МСФО провел заседание 22 ноября 2022 года, чтобы обсудить выбор метода (методов) оценки, который получающие компании будут применять к объединениям бизнеса под общим контролем.

Продолжая обсуждение, начатое на заседании в июне 2022 года, Совет по МСФО обсудил:
  1. принцип выбора метода оценки, который получающая организация будет применять к объединению бизнеса под общим контролем;
  2. разрешается или требуется ли в некоторых обстоятельствах — включая те, которые описаны в документе для обсуждения «Объединение бизнеса под общим контролем», — принимающей организации отступать от этого принципа и применять другой метод оценки.

Совету по МСФО не было предложено принимать какие-либо решения.

Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит обсуждение выбора метода (методов) оценки на одном из будущих заседаний.

Инициатива по раскрытию информации. Субсидиарные компании без публичной подотчетности: раскрытие информации (повестка дня 31)
Совет по МСФО провел заседание 24 ноября 2022 года, чтобы продолжить обсуждение сферы применения стандарта учета МСФО, предложенного в проекте экспозиции «Дочерние компании без публичной подотчетности: раскрытие информации».

В мае 2022 года Совет по МСФО принял предварительное решение подтвердить, что сферой применения нового стандарта МСФО будут дочерние компании без публичной отчетности.

Сфера применения проекта стандарта (повестка дня 31A)
Совет по МСФО предварительно решил подтвердить, что компании будет разрешено применять новый стандарт МСФО, если:
  1. она является дочерней компанией на конец отчетного периода (10 из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением);
  2. она имеет конечную или промежуточную материнскую компанию, которая составляет консолидированную финансовую отчетность, которая:
    1. соответствует стандартам МСФО (все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением);
    2. доступна для публичного использования (6 из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением).

Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит обсуждение отзывов о проекте экспозиции.

Обслуживание и последовательное применение

Поддержание и последовательное применение (повестка дня 12)
Совет по МСФО провел заседания 22 и 24 ноября 2022 года, чтобы обсудить:
  • потенциальный проект по разработке стандартов в ответ на Типовые правила второго компонента, опубликованные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • проект Совета по МСФО по соглашениям о финансировании поставщиков.

Международная налоговая реформа. Типовые правила второго компонента: потенциальный проект по разработке стандартов (повестка дня 12A)
Совет по МСФО обсудил потенциальное влияние Типовых правил второго компонента ОЭСР на учет налога на прибыль организацией, применяющей МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». В частности, Совет по МСФО рассмотрел вопрос о необходимости проведения проекта по разработке стандартов в связи с предстоящим внедрением Правил.

Совет по МСФО принял предварительное решение внести изменения в МСФО (IAS) 12, чтобы ввести временное исключение из требования учитывать отложенные налоги, возникающие в связи с внедрением Типовых правил второго компонента ОЭСР (включая любой квалифицированный внутренний минимальный налог на прибыль). Исключение будет действовать до тех пор, пока Совет по МСФО не отменит это исключение либо не сделает его постоянным.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Совет по МСФО принял предварительное решение внести изменения в МСФО (IAS) 12, требующие от компании раскрывать следующую информацию в периодах до вступления в силу Типовых правил второго компонента и только за текущий период.

a) Информацию о законодательстве, принятом — или по существу принятом — для внедрения Типовых правил второго компонента в юрисдикциях, в которых организация осуществляет свою деятельность (все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением)

b) либо:
  1. осуществляет ли организация деятельность в юрисдикциях, в которых она обоснованно ожидает, что ее налогообложение будет ниже минимальной ставки в соответствии с конкретными требованиями Типовых правил второго компонента; или
  2. осуществляет ли организация деятельность в юрисдикциях, в которых ее эффективная ставка налога, рассчитанная на основе требований МСФО (IAS) 12, ниже 15 % за текущий период (9 из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением).
  3. Юрисдикции, в которых эффективная ставка налога организации, рассчитанная на основе требований МСФО (IAS) 12, за текущий период ниже 15 %.
Восемь из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением. Организация также должна раскрывать следующую информацию по этим юрисдикциям в совокупности:
  1. бухгалтерскую прибыль до налогообложения;
  2. расходы по налогу на прибыль;
  3. итоговую средневзвешенную эффективную ставку налога.

Организация должна подготовить эту информацию путем дез­агрегирования информации, раскрытой в сверке, требуемой п. 81(c) МСФО (IAS) 12.

Девять из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

d) Указывает ли работа, которую организация уже проделала при подготовке к соблюдению Типовых правил второго компонента, на то, что существуют юрисдикции, в отношении которых организация:
  1. может быть подвержена риску уплаты налога сверху и которые не включены в юрисдикции, определенные в п. (c); или
  2. не может быть подвержена риску уплаты налога сверху и включена в юрисдикции, указанные в п. (c).

Десять из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Совет по МСФО также предварительно решил внести изменения в МСФО (IAS) 12, требующие от организации раскрытия информации:
  1. что она применила временное исключение;
  2. свои текущие налоговые расходы, относящиеся к налогу на возмещение расходов по второму компоненту.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Совет по МСФО предварительно решил потребовать от организации применять:
  1. предложенные поправки, вводящие временное исключение, и требовать от компании раскрытия информации о том, что она применила это исключение, сразу после выпуска поправок;
  2. остальные предложенные требования к раскрытию информации для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года.

Восемь из 11 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.

Совет по МСФО принял предварительное решение предоставить 60-дневный период для комментариев по проекту предлагаемых поправок к МСФО (IAS) 12 (при условии одобрения Комитетом по надзору за соблюдением установленных процедур).

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Все 11 членов Совета по МСФО подтвердили, что они удовлетворены тем, что Совет по МСФО выполнил применимые требования надлежащего процесса и провел достаточные консультации и анализ, чтобы начать процесс голосования по проекту поправок.

Ни один член Совета по МСФО не выразил намерения отказаться от публикации проекта стандарта.

Следующий шаг
Совет по МСФО планирует опубликовать предварительный проект в январе 2023 года.

Соглашения о финансировании поставщиков (повестка дня 12B–12F)
На предыдущем заседании Совет по МСФО рассмотрел комментарии к проекту экспозиции «Механизмы финансирования поставщиков» (Exposure Draft), а на данном заседании обсудил дальнейшие действия по проекту.

Анализ отзывов: подход к проекту (повестка дня 12C)
Совет по МСФО предварительно решил:
  1. сохранить свой текущий подход к данному проекту, предусматривающему узкий круг вопросов, связанных только с раскрытием информации;
  2. продолжить работу над предложением добавить требования по раскрытию информации о финансовых соглашениях с поставщиками в МСФО.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.

Анализ отзывов: сфера применения (повестка дня 12D)
Совет по МСФО обсудил сферу охвата предложений, содержащихся в проекте экспозиции. Совет по МСФО принял предварительное решение:
  1. не вносить никаких изменений для добавления характеристик в описание механизмов финансирования поставщиков, а также для дальнейшего определения или описания «поставщиков финансирования»;
  2. не вносить изменений в сферу применения, чтобы включить соглашения о финансировании дебиторской задолженности поставщиков, или ввести ограничения или исключения, но при подготовке проекта рассмотреть возможность добавления примеров, иллюстрирующих платежные соглашения или инструменты, исключенные из сферы применения;
  3. уточнить, что соглашение о финансировании поставщика характеризуется как «согласие организации заплатить в соответствии с условиями соглашения», а не как «согласие заплатить поставщикам финансирования».

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.

Анализ отзывов: цель и требования к раскрытию информации (повестка дня 12E)
Совет по МСФО обсудил предложенную цель и требования к раскрытию информации для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности в информации о финансовых соглашениях организации с поставщиками. Совет по МСФО принял предварительное решение:
  1. для цели раскрытия информации:
    1. добавить ссылку на риск ликвидности;
    2. не вносить никаких изменений, чтобы добавить ссылку на «существенность» или влияние соглашений о финансировании поставщиками на финансовые результаты деятельности организации;
    3. перейти к требованию к организации раскрывать информацию, которую инвесторы могут использовать для расчета влияния, а не требовать от организации раскрывать влияние;
  2. в отношении уровня агрегирования: требовать от организации агрегировать информацию о ее финансовых соглашениях с поставщиками и дезагрегировать информацию — если требуется — во избежание упущения или скрытия существенной информации;
  3. в отношении раскрытия положений и условий: не вносить никаких изменений в предложение, требующее от организации раскрывать положения и условия, и, в частности, не вносить никаких изменений, чтобы добавить в предложение слово «ключевой»;
  4. для раскрытия балансовой стоимости и представления финансовых обязательств, которые являются частью финансовых соглашений с поставщиками:
    1. для отчета о финансовом положении — разъяснить, что, если балансовая стоимость финансовых обязательств, являющихся частью финансовых соглашений с поставщиками, представлена более чем в одной статье, организация должна раскрывать каждую статью и соответствующую балансовую стоимость, представленную в этой статье;
    2. для отчета о движении денежных средств — добавить отсутствие требования к организации раскрывать статью (статьи), в которой (которых) представлены изменения в финансовых обязательствах, являющихся частью финансовых соглашений с поставщиками;
  5. для раскрытия диапазона дат наступления срока платежа: уточнить, что когда организация раскрывает диапазон дат наступления срока платежа по финансовым обязательствам, которые являются частью финансового соглашения с поставщиками, и торговой кредиторской задолженности, которая не является частью такого соглашения, финансовые обязательства и торговая кредиторская задолженность должны быть на сопоставимой основе;
  6. для сравнительной информации: продолжить реализацию предложения, требующего от организации раскрывать количественную информацию на начало и конец каждого отчетного периода.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.

Совет по МСФО предварительно решил продолжить требовать от организации раскрытия балансовой стоимости финансовых обязательств, являющихся частью финансовых соглашений с поставщиками, по которым поставщики уже получили платеж от поставщиков финансирования.

Девять из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Анализ отзывов: примеры и другие комментарии (повестка дня 12F)
Совет по МСФО обсудил предложения по добавлению финансовых соглашений с поставщиками в качестве примеров в требования по раскрытию информации:
  1. об изменениях в обязательствах, возникающих в результате финансовой деятельности, в п. 44B МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»;
  2. о риске ликвидности в пп. B11F(a), B11F(j) и IG18 МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Совет по МСФО также обсудил другие комментарии к проекту экспозиции.

Совет по МСФО принял предварительное решение не применять предложенные поправки к п. 44B МСФО (IAS) 7.

Шесть из 11 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.

Совет по МСФО также предварительно решил продолжить рассмотрение предложенных поправок к пп. B11F(j) и IG18 МСФО (IFRS) 7, не делая эти предложенные поправки более предписывающими, и решил не продолжать рассмотрение предложенных поправок к п. B11F(a) этого стандарта.

Все 11 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.