МСФО 8 (IAS 8)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 8
"УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКИХ ОЦЕНКАХ
И ОШИБКИ"
2. Требования к раскрытию учетной политики за исключением относящихся к изменениям в учетной политике изложены в
МСФО (IAS) 1"Представление финансовой отчетности".
3. Настоящий стандарт должен применяться при выборе и применении учетной политики и учете изменений в учетной политике, изменений в бухгалтерских оценках и корректировок ошибок предыдущих периодов.
МСФО (IAS) 12"Налоги на прибыль".
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО (IFRS)) - это стандарты и разъяснения, принятые Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО). Они состоят из:
(a) Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
(b) Международных стандартов финансовой отчетности (IAS); и
(c) разъяснений, разработанных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО) или ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).
(a) имелась в наличии, когда финансовая отчетность за те периоды была утверждена к выпуску; и
(b) могла обоснованно ожидаться быть полученной и рассмотренной в ходе подготовки и представления этой финансовой отчетности.
Ретроспективный пересчет - это корректировка признания, оценки и раскрытия сумм элементов финансовой отчетности таким образом, как если бы ошибка предыдущего периода не имела места никогда.
(a) эффект ретроспективного применения или ретроспективного пересчета не может быть определен;
(b) ретроспективное применение или ретроспективный пересчет требует допущений о том, каковы были намерения руководства в том периоде; или
(c) ретроспективное применение или ретроспективный пересчет требует значительных расчетных оценок, и невозможно объективно идентифицировать информацию об этих оценках, которая
(i) предоставляет сведения об условиях, существовавших на дату(ы), на которую эти суммы должны быть признаны, оценены или раскрыты; и
(ii) была бы в наличии, когда финансовая отчетность за тот период была утверждена к выпуску,
от другой информации.
Перспективное применение изменения в учетной политике и признания влияния изменения в бухгалтерских оценках, соответственно, - это:
(a) применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и условиям, имевшим место после даты, на которую поменялась политика; и
(b) признание влияния изменения в бухгалтерских оценках в текущем и будущих периодах, затронутых изменением.
9. МСФО (IFRS) сопровождаются руководством, помогающим предприятиям применять требования данных стандартов. Все документы такого руководства указывают, является ли оно неотъемлемой частью МСФО (IFRS). Руководство, являющееся неотъемлемой частью МСФО (IFRS), обязательно к применению. Руководство, не являющееся неотъемлемой частью МСФО (IFRS), не содержит требований к финансовой отчетности.
(a) уместна для пользователей при принятии экономических решений; и
(b) надежна в том, что финансовая отчетность:
(i) достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия;
(iii) является нейтральной, то есть свободной от предвзятости;
(v) является полной во всех существенных отношениях.
пункте 10, руководство должно обращаться и рассматривать применимость следующих источников в нисходящем порядке:
(a) требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы;
(b) определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, представленные в Концепции.
пункте 10, руководство может также рассматривать самые последние нормативные документы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожую концепцию для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую в отрасли практику в той мере, в какой они не противоречат источникам в
пункте 11.
пункте 14.
(a) применение учетной политики в отношении операций, прочих событий или условий, отличающихся по своей сущности от операций, прочих событий или условий, ранее имевших место; и
(b) применение новой учетной политики в отношении операций, событий или условий, которые ранее не имели место или были несущественными.
МСФО (IAS) 16"Основные средства" или
МСФО (IAS) 38"Нематериальные активы" является изменением в учетной политике, которое рассматривается как переоценка в соответствии с
МСФО (IAS) 16или
МСФО (IAS) 38, а не в соответствии с настоящим стандартом.
Пункты 19-
31не применяются к изменениям в учетной политике, описанным в
пункте 17.
19. За исключением, предписанным
пунктом 23:
(a) предприятие должно учитывать изменения в учетной политике, возникающие в результате первоначального применения какого-либо МСФО в соответствии со специфическими переходными положениями, если таковые имеются, этого МСФО; и
20. Для целей настоящего стандарта раннее применение МСФО не является добровольным изменением в учетной политике.
21. В отсутствие конкретного МСФО, которое применяется к операции, прочему событию или условию, руководство может в соответствии с
пунктом 12применять учетную политику из самых последних нормативных документов других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожую концепцию для разработки стандартов бухгалтерского учета. Если, следуя изменению такого нормативного документа, предприятие решает изменить учетную политику, такое изменение учитывается и раскрывается как добровольное изменение в учетной политике.
пунктом 23, когда изменения в учетной политике применяются ретроспективно в соответствии с
пунктом 19(a)или
(b), предприятие должно скорректировать начальное сальдо каждого затронутого данным изменением компонента капитала за самый ранний из представленных периодов и другие сравнительные данные, раскрытые за каждый из представленных предыдущих периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда.
пунктами 19(a)или
(b), изменение в учетной политике должно применяться ретроспективно, за исключением случаев, когда практически невозможно определить влияние, относящееся к определенному периоду, или кумулятивное влияние изменения.
25. Когда практически невозможно определить кумулятивное влияние на начало текущего периода от применения новой учетной политики ко всем предыдущим периодам, предприятие должно скорректировать сравнительную информацию для того, чтобы применить перспективно новую учетную политику с самой ранней даты, с которой применение будет практически осуществимо.
26. Когда предприятие применяет новую учетную политику ретроспективно, оно применяет ее к сравнительной информации за предыдущие периоды на столько периодов назад, насколько это практически осуществимо. Ретроспективное применение к предыдущему периоду практически невозможно, если только определение кумулятивного влияния на суммы в отчете о финансовом положении как на начало, так и на конец периода не является практически осуществимым. Сумма корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным в финансовой отчетности, относится на начальное сальдо каждого затронутого изменением компонента капитала в самом раннем из представленных периодов. Обычно корректируется нераспределенная прибыль. Однако корректировка может относиться и на иной компонент капитала (например, для соответствия требованиям какого-либо МСФО). Любая другая информация о предыдущих периодах, такая как сводки финансовой информации за предыдущие периоды, также корректируется на столько периодов назад, насколько это практически осуществимо.
27. Когда ретроспективное применение предприятием новой учетной политики практически невозможно, так как оно не может определить кумулятивный эффект применения учетной политики на все предыдущие периоды, в соответствии с
пунктом 25предприятие применяет новую учетную политику перспективно с начала самого раннего периода, с которого применение будет практически осуществимо. Таким образом, предприятие не учитывает часть кумулятивной корректировки активов, обязательств и капитала, возникающую до этой даты. Изменение учетной политики разрешено, даже если перспективное применение политики для любого из предыдущих периодов практически невозможно. Когда применение новой учетной политики к одному или более предыдущим периодам практически невозможно, следует руководствоваться положениями
пунктов 50-
53.
(a) название настоящего МСФО;
(b) в тех случаях, когда это применимо, тот факт, что изменения в учетной политике проводятся в соответствии с переходными положениями настоящего МСФО;
(c) характер изменения в учетной политике;
(d) в тех случаях, когда это применимо, описание переходных положений;
(e) в тех случаях, когда это применимо, переходные положения, которые могут оказать влияние на будущие периоды;
(f) сумму корректировки для текущего и для каждого из представленных периодов в той степени, в какой это практически осуществимо:
(i) для каждой затронутой ошибкой статьи финансовой отчетности; и
(ii) для базовой и разводненной прибыли на акцию, если
МСФО (IAS) 33"Прибыль на акцию" применяется к предприятию;
(g) сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным, в той степени, в какой это практически осуществимо; и
(h) если ретроспективное применение, требуемое
пунктами 19(a)или
(b), практически невозможно для определенного предыдущего периода или периодов, предшествующих представленным, обстоятельства, которые привели к наличию такого условия, и описание того, как и с какого момента применялось изменение в учетной политике.
Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется.
(a) характер изменения в учетной политике;
(b) причины, по которым применение новой учетной политики обеспечивает надежную и более уместную информацию;
(c) сумму корректировки для текущего и для каждого из представленных периодов в той степени, в какой это практически осуществимо:
(i) для каждой затронутой ошибкой статьи финансовой отчетности; и
(ii) для базовой и разводненной прибыли на акцию, если
МСФО (IAS) 33применяется к предприятию;
(d) сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным, в той степени, в какой это практически осуществимо; и
(e) если ретроспективное применение практически невозможно для определенного предыдущего периода или периодов, предшествующих представленным, то обстоятельства, которые привели к наличию такого условия, и описание того, как и с какого момента применялось изменение в учетной политике.
Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется.
30. В тех случаях, когда предприятие не начало применять новый МСФО, который был выпущен, но еще не вступил в силу, оно должно раскрывать следующую информацию:
(a) этот факт; и
(b) известную или обоснованно оцениваемую информацию, уместную для оценки возможного влияния применения нового МСФО на финансовую отчетность предприятия в периоде первоначального применения.
31. В соответствии с
пунктом 30предприятие должно рассмотреть раскрытие:
(a) названия нового МСФО;
(b) характера предстоящего изменения или изменений в учетной политике;
(c) даты, с которой требуется применение МСФО;
(d) даты, с которой предприятие планирует первоначальное применение МСФО; и
(e) выполнить одно из двух действий:
(i) обсуждения ожидаемого влияния первоначального применения МСФО на финансовую отчетность предприятия; или
(ii) заявления о том, что такое влияние неизвестно или не может быть обоснованно оценено.
(a) безнадежных долгов;
(b) устаревания запасов;
(c) справедливой стоимости финансовых активов или финансовых обязательств;
(e) гарантийных обязательств.
33. Использование обоснованных расчетных оценок является важной частью подготовки финансовой отчетности и не снижает степени ее надежности.
35. Применяемое изменение в базе оценки является изменением в учетной политике, а не изменением в бухгалтерской оценке. Когда трудно отличить изменение в учетной политике от изменения в бухгалтерской оценке, оно учитывается как изменение в бухгалтерской оценке.
36. Влияние изменения бухгалтерской оценки, отличное от изменения, к которому применяется
пункт 37, должно быть признано перспективно посредством включения в прибыль или убыток:
(a) периода, когда изменение имело место, если оно влияет только на данный период; или
(b) периода, когда изменение имело место, и будущих периодов, если оно влияет как на этот, так и на будущие периоды.
пункты 42-
47).
42. За исключением, предписанным
пунктом 43, предприятие должно ретроспективно корректировать существенные ошибки предыдущих периодов в первом пакете финансовой отчетности, утвержденной к выпуску, после их обнаружения посредством:
(a) пересчета сравнительных данных за представленный предыдущий период(ы), в котором была допущена ошибка; или
(b) если ошибка была допущена до самого раннего из представленных периодов, то пересчета начального сальдо активов, обязательств и капитала за самый ранний из представленных периодов.
43. Ошибка предыдущего периода должна корректироваться посредством ретроспективного пересчета, за исключением тех случаев, когда практически невозможно определить влияние, относящееся к определенному периоду, или кумулятивное влияние ошибки.
44. Когда практически невозможно определить влияние ошибки, относящейся к определенному периоду, на сравнительную информацию за один или более представленных периодов, предприятие должно пересчитать начальное сальдо активов, обязательств и капитала за самый ранний период, для которого ретроспективный пересчет практически осуществим (этот период может быть текущим).
45. Когда практически невозможно определить кумулятивное влияние ошибки на все предыдущие периоды по состоянию на начало текущего периода, предприятие должно пересчитать сравнительную информацию для того, чтобы перспективно скорректировать ошибку с самой ранней даты, с которой это будет практически осуществимо.
46. Корректировка ошибки предыдущего периода не включается в прибыль или убыток за период, в котором была обнаружена ошибка. Любая представленная информация о предыдущих периодах, включая исторические сводки финансовой информации, пересчитывается на столько периодов назад, насколько это практически осуществимо.
47. Когда практически невозможно определить сумму ошибки (например, ошибка в применении учетной политики) за все предыдущие периоды, в соответствии с
пунктом 45предприятие должно пересчитать сравнительную информацию перспективно с самой ранней даты, с которой это практически осуществимо. Таким образом, предприятие не учитывает часть кумулятивного пересчета активов, обязательств и капитала, возникающую до этой даты. Когда корректировка ошибки на один или более предыдущих периодов практически невозможна, следует руководствоваться положениями
пунктов 50-
53.
пункта 42предприятие должно раскрыть следующую информацию:
(a) характер ошибки предыдущего периода;
(b) сумму корректировки каждого из предыдущих представленных периодов в той степени, в какой это практически осуществимо:
(i) для каждой затронутой ошибкой статьи финансовой отчетности; и
(ii) для базовой и разводненной прибыли на акцию, если
МСФО (IAS) 33применяется к предприятию;
(c) сумму корректировки на начало самого раннего периода из представленных; и
(d) если ретроспективный пересчет практически невозможен для определенного предыдущего периода, то обстоятельства, которые привели к наличию такого условия, и описание того, как и с какого момента ошибка была исправлена.
Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется.
50. В некоторых условиях практически невозможно произвести корректировку сравнительной информации за один или более предыдущих периодов для достижения сопоставимости с текущим периодом. Например, информация не была собрана в предыдущий период(ы) таким образом, чтобы было возможно ретроспективное применение новой учетной политики (включая ее перспективное применение к предыдущим периодам для целей
пунктов 51-
53) или ретроспективный пересчет для корректировки ошибки предыдущего периода, и восстановление информации может быть практически невозможно.
51. Часто бывает нужно сделать расчетные оценки при применении учетной политики к признанным или раскрытым элементам финансовой отчетности относительно операций, прочих событий или условий. Процесс расчетной оценки по своей природе является субъективным, и такие оценки могут изменяться после окончания отчетного периода. Осуществление расчетных оценок потенциально более затруднительно при ретроспективном применении учетной политики или ретроспективном пересчете для корректировки ошибки предыдущего периода из-за более длительного периода времени, возможно, прошедшего после затрагиваемой операции, прочего события или условия. Однако цель расчетных оценок, которые относятся к предыдущим периодам, остается такой же, что и для расчетных оценок текущего периода, то есть отражение в расчетной оценке обстоятельств, которые существовали на момент возникновения операции, прочего события или условия.
52. Таким образом, ретроспективное применение новой учетной политики или корректировка ошибки предыдущего периода требует отличать информацию,
(a) которая обеспечивает доказательство условий, существовавших на дату(ы), на которую операция, прочее событие или условие имели место; и
(b) была бы в наличии, когда финансовая отчетность за тот период была утверждена к выпуску, от другой информации. Для определенного вида расчетных оценок (например, оценка справедливой стоимости, при которой используются значительные не подлежащие наблюдению переменных) практически невозможно провести различие между этими видами информации. Если ретроспективное применение или ретроспективный пересчет требуют проведения существенной расчетной оценки, для которой невозможно провести различие между этими видами информации, то применение новой учетной политики или корректировка ошибки предыдущего периода ретроспективно являются практически невозможными.
(в ред.
МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IAS) 19"Вознаграждения работникам", оно не принимает в расчет информацию о сезоне необычно сильного гриппа, имевшего место в следующем периоде, которая становится известной после того, как финансовая отчетность за предыдущий период была утверждена к выпуску. Тот факт, что при внесении изменений в представленную сравнительную информацию за предыдущие периоды часто требуются существенные расчетные оценки, не препятствует надежным поправкам или корректировкам сравнительной информации.
(п. 53 в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
54. Предприятие должно применять настоящий стандарт для годовых периодов, начинающихся 1 января 2005 г. или после этой даты. Если предприятие применяет настоящий стандарт для периода, начинающегося до 1 января 2005 г., оно должно раскрыть данный факт.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IFRS) 13"Оценка справедливой стоимости", выпущенный в мае 2011 года, внес поправки в
пункт 52. Предприятие должно применять данные поправки при применении
МСФО (IFRS) 13.
(п. 54C введен
МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
МСФО (IFRS) 9"Финансовые инструменты", выпущенный в измененной редакции в ноябре 2013 года, внес поправки в
пункт 53и удалил пункты 54A и
54B. Предприятие должно применить эти поправки одновременно с применением
МСФО (IFRS) 9в измененной редакции, выпущенной в ноябре 2013 года.
(п. 54D введен
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
Прекращение действия других документов
55. Настоящий стандарт заменяет МСФО (IAS) 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике" в редакции 1993 г.
56. Настоящий Стандарт заменяет собой следующие разъяснения:
(a) ПКР (SIC) - 2 "Последовательность - капитализация затрат по займам"; и
(b) ПКР (SIC) - 18 "Последовательность - альтернативные методы".