МСФО 1 (IAS 1)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 1
"ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
2. Предприятие должно применять настоящий стандарт при подготовке и представлении финансовой отчетности общего назначения в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IFRS).
3. Признание, оценка и раскрытие конкретных операций и других событий являются предметом рассмотрения других МСФО.
МСФО (IAS) 34"Промежуточная финансовая отчетность". Тем не менее, на такую финансовую отчетность распространяется действие
пунктов 15-
35. Настоящий стандарт в равной мере применяется ко всем предприятиям, включая те, что представляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с
МСФО (IFRS) 10"Консолидированная финансовая отчетность", и те, что представляют отдельную финансовую отчетность в соответствии с
МСФО (IAS) 27"Отдельная финансовая отчетность".
(п. 4 в ред.
МСФО (IFRS) 10, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
5. В настоящем стандарте использована терминология, которая подходит для коммерческих предприятий, включая коммерческие предприятия государственного сектора. Если предприятия частного или государственного сектора, осуществляющие некоммерческую деятельность, применяют настоящий стандарт, им, возможно, потребуется внести изменения в наименования отдельных статей финансовой отчетности и самих отчетов.
6. Аналогичным образом предприятиям, которые не имеют капитала в значении, определенном в
МСФО (IAS) 32"Финансовые инструменты: представление информации" (например, некоторым взаимным фондам), и предприятиям, долевые вклады которых не есть капитал (например, некоторым кооперативным предприятиям), возможно, потребуется скорректировать форму представления информации о долях участников или пайщиков.
Финансовая отчетность общего назначения (именуемая "финансовая отчетность") - это отчетность, предназначенная для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения их особых информационных нужд.
Практически невозможно. Применение какого-либо требования представляется практически невозможным, когда предприятие не может его применить, несмотря на все реально возможные попытки сделать это.
(a) Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
(b) Международных стандартов финансовой отчетности (IAS); и
(c) разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО) или ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).
Пункт 25"Концепции подготовки и представления финансовой отчетности" указывает на то, что "предполагается, что пользователи должны иметь достаточные знания в области бизнеса и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием". Поэтому при оценке необходимо учитывать, насколько обоснованно можно предположить, что будет оказано влияние на экономические решения пользователей с такими характеристиками.
Примечания содержат информацию, дополняющую данные отчета о финансовом положении, отчета(ов) о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, отдельного отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях в капитале и отчета о движении денежных средств. Примечания включают описания или детализированные расшифровки статей, раскрытых в указанной отчетности, а также информацию о статьях, не подлежащих признанию в отчетности.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IAS) 16"Основные средства" и
МСФО (IAS) 38"Нематериальные активы");
(b) переоценка пенсионных планов с установленными выплатами (см.
МСФО (IAS) 19"Вознаграждения работникам");
(пп. "b" в ред.
МСФО (IAS) 19, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IAS) 21"Влияние изменений обменных курсов валют");
пунктом 5.7.5МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
(пп. "d" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
пунктом 5.7.5МСФО (IFRS) 9 (см.
Главу 6МСФО (IFRS) 9);
(пп. "e" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(f) для определенных обязательств, классифицированных как учитываемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка, сумму изменения в справедливой стоимости, которая относится к изменениям в кредитном риске по обязательству (см.
пункт 5.7.7МСФО (IFRS) 9);
(пп. "f" введен
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 02.04.2013 N 36н,
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(g) изменения величины временной стоимости опционов, когда предприятие разделяет стоимость договора опциона на внутреннюю его стоимость и временную стоимость и по собственному усмотрению определяет в качестве инструмента хеджирования только изменения внутренней стоимости (см.
Главу 6МСФО (IFRS) 9);
(пп. "g" введен
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(h) изменения стоимости форвардных элементов форвардных договоров, когда предприятие разделяет стоимость форвардного договора на форвардный элемент и спот-элемент и по собственному усмотрению определяет в качестве инструмента хеджирования только изменения спот-элемента, а также изменения стоимости валютного базисного спрэда финансового инструмента, когда предприятие не принимает его в расчет при определении такого финансового инструмента по собственному усмотрению в качестве инструмента хеджирования (см.
Главу 6МСФО (IFRS) 9).
(пп. "h" введен
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
Корректировки при реклассификации - суммы, реклассифицируемые в состав прибыли или убытка в текущем периоде, которые были признаны в составе прочего совокупного дохода в текущем или предыдущем периодах.
8. Хотя в настоящем стандарте используются термины "прочий совокупный доход", "прибыль или убыток" и "общий совокупный доход", предприятие может использовать другие термины для описания общих сумм, если их значение очевидно. Например, предприятие может использовать термин "чистая прибыль" для описания прибыли или убытка.
8А. Следующие термины описаны в
МСФО (IAS) 32"Финансовые инструменты: представление информации" и используются в настоящем стандарте в значении, представленном в
МСФО (IAS) 32:
(a) финансовый инструмент с правом обратной продажи, классифицируемый как долевой инструмент (описан в
пунктах 16Aи
16BМСФО (IAS) 32)
(b) инструмент, налагающий на предприятие обязательство по предоставлению другой стороне пропорциональной доли чистых активов предприятия только при ликвидации и классифицируемый как долевой инструмент (описан в
пунктах 16Cи
16DМСФО (IAS) 32).
(a) активы;
(b) обязательства;
(c) капитал;
(d) доходы и расходы, включая прибыли и убытки;
(e) взносы и распределения среди собственников, действующих в их качестве собственников; и
(f) движение денежных средств.
Эти сведения наряду с дополнительной информацией, содержащейся в примечаниях, помогает пользователям финансовой отчетности прогнозировать будущие потоки денежных средств предприятия и, в частности, сроки и вероятность их возникновения.
отчето прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период;
отчетоб изменениях в собственном капитале за период;
(d)
отчето денежных потоках за период;
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(ea) сравнительную информацию за предшествующий период, как указано в
пунктах 38и
38A;
(f) отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, или если она реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности в соответствии с
пунктами 40A-
40D.
(п. 10 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(п. 10A введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
12. Исключен. -
Поправки, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
(a) основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменения внешней среды, в которой функционирует предприятие, реакцию предприятия на эти изменения и их воздействие, а также инвестиционную политику предприятия, направленную на поддержание и улучшение финансовых результатов, в том числе политику в отношении дивидендов;
(b) источников предоставления средств предприятия и его целевых показателей соотношения обязательств и капитала; и
(c) тех ресурсов предприятия, которые не признаны в отчете о финансовом положении в соответствии с МСФО (IFRS).
14. Помимо финансовой отчетности, многие предприятия также представляют отчеты и официальные бюллетени, такие, как отчеты по вопросам охраны окружающей среды и официальные бюллетени о добавленной стоимости, особенно в отраслях, где факторы охраны окружающей среды имеют большое значение и где работники рассматриваются в качестве важной группы пользователей отчетности. Отчеты и официальные бюллетени, представляемые помимо финансовой отчетности, не входят в сферу применения МСФО (IFRS).
МСФО (IAS) 8"Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".
МСФО (IAS) 8содержит свод методологических рекомендаций, на которые должно опираться руководство при отсутствии стандарта или разъяснения, применимого к конкретной статье.
пункте 20, если соответствующая нормативно-правовая база предписывает или не запрещает произвести такое отступление.
пунктом 19, оно должно раскрыть следующую информацию:
(a) что руководство пришло к выводу, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия;
(b) что оно выполнило требования применимых МСФО, за исключением того, что оно отказалось от выполнения данного конкретного требования с целью обеспечения достоверного представления;
(c) наименование МСФО, от выполнения требований которого предприятие отступило, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы при применении этого МСФО, причину, по которой этот порядок учета вводил бы в заблуждение до такой степени, что возникало бы противоречие с целью финансовой отчетности, изложенной в "Концепции", а также принятый порядок учета; и
(d) применительно к каждому отчетному периоду финансовое воздействие отступления на каждую статью финансовой отчетности, которая отражалась бы в отчетности в соответствии с невыполненным требованием.
21. Если предприятие отступило от какого-либо требования МСФО в одном из предыдущих периодов и такое отступление повлияло на суммы, признанные в финансовой отчетности за текущий период, то оно должно раскрыть информацию, указанную в
подпунктах (c)и
(d) пункта 20.
22.
Пункт 21применяется, например, если предприятие в одном из предыдущих периодов отступило от требования отдельного МСФО в отношении оценки активов или обязательств и такое отступление влияет на оценку изменения активов и обязательств в финансовой отчетности в текущем периоде.
23. В исключительно редких случаях, когда руководство приходит к выводу, что соблюдение какого-либо требования МСФО может до такой степени вводить в заблуждение, что возникнет противоречие с целью финансовой отчетности, изложенной в "Концепции", но при этом соответствующая нормативно-правовая база запрещает отступление от этого требования, предприятие должно в максимально возможной степени уменьшить воздействие тех аспектов соблюдения требования, которые воспринимаются как вводящие в заблуждение, путем раскрытия следующей информации:
(a) наименование соответствующего МСФО, характер требования и причина, по которой руководство пришло к выводу, что соблюдение этого требования при данных обстоятельствах до такой степени вводит в заблуждение, что возникает противоречие с целью финансовой отчетности, изложенной в "Концепции", и
(b) применительно к каждому отчетному периоду корректировки по каждой статье финансовой отчетности, которые руководство считает необходимыми для обеспечения достоверного представления информации.
24. Для
пунктов 19-
23, статья отчетности будет противоречить цели финансовой отчетности, если она не обеспечивает правдивого отображения операций, других событий и условий, для отображения которых она предназначена или которые она, как можно обоснованно ожидать, отображает, и ввиду этого, вероятно, повлияет на экономические решения, принимаемые пользователями финансовой отчетности. При оценке того, не будет ли соблюдение конкретного требования какого-либо МСФО вводить в заблуждение до такой степени, что возникнет противоречие с целью финансовой отчетности, изложенной в "Концепции", руководству следует проанализировать следующие аспекты:
(a) почему при данных обстоятельствах не реализуется цель финансовой отчетности; и
(b) как обстоятельства предприятия отличаются от обстоятельств других предприятий, которые соблюдают это требование. Если при схожих обстоятельствах другие предприятия соблюдают данное требование, то существует опровержимое допущение, что соблюдение указанного требования предприятием не будет вводить в заблуждение в такой степени, что возникнет противоречие с целью финансовой отчетности, изложенной в "Концепции".
26. При оценке того, является ли допущение о непрерывности деятельности правильным, руководство учитывает всю имеющуюся информацию о будущем, которая охватывает не менее двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, но не ограничивается этим сроком. Глубина анализа зависит от конкретных фактов в каждом отдельном случае. Если предприятие в течение многих лет осуществляет прибыльную деятельность и имеет свободный доступ к финансовым ресурсам, вывод о том, что допущение о непрерывности деятельности является правильным, может быть сделан без проведения детального анализа. При других обстоятельствах руководству, возможно, потребуется проанализировать широкий спектр факторов, относящихся к текущей и будущей прибыльности, графикам погашения задолженности и потенциальным источникам рефинансирования, прежде чем оно сможет убедиться в приемлемости допущения о непрерывности деятельности.
30A. При применении настоящего и других МСФО предприятие должно решить, принимая во внимание все уместные факты и обстоятельства, каким образом оно осуществляет агрегирование информации в финансовой отчетности, включая примечания. Предприятие не должно допускать уменьшение понятности его финансовой отчетности через вуалирование существенной информации несущественными данными или через агрегирование существенных статей, отличающихся по характеру или функциям.
(п. 30A введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(п. 31 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
32. Предприятие не должно зачитывать активы и обязательства, а также доходы и расходы, если только это не требуется или не разрешено в соответствии с каким-либо МСФО.
МСФО (IAS) 18"Выручка" дает определение выручки и требует, чтобы она оценивалась по справедливой стоимости полученного или причитающегося возмещения с учетом суммы любых торговых и оптовых скидок, предоставленных предприятием. В ходе своей обычной деятельности предприятие совершает и другие операции, которые не приносят выручку, но которые являются сопутствующими по отношению к основной деятельности, приносящей выручку. Представление результатов таких операций производится на основе свернутого представления доходов и соответствующих расходов, возникающих по одной и той же операции, в случаях, когда такое представление отражает содержание операции или другого события. Например:
(b) затраты по формированию резервов, признаваемых в соответствии с
МСФО (IAS) 37"Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы" и возмещаемые по условиям положения договора с третьим лицом (например, соглашение о гарантийных обязательствах поставщика), могут представляться свернуто с полученным возмещением.
(a) причину использования более продолжительного или короткого периода, и
(b) тот факт, что суммы, представленные в финансовой отчетности, не являются в полной мере сопоставимыми.
(заголовок введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
(п. 38 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
39 - 40. Исключены. -
Поправки, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
38A. Организация должна представлять как минимум два отчета о финансовом положении, два
отчетао прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата, два отчета о прибылях и убытках (если таковые представляются отдельно), два
отчетао денежных потоках и два
отчетаоб изменениях в собственном капитале, а также соответствующие примечания.
(п. 38A введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
38B. В некоторых случаях описательная информация, представленная в финансовой отчетности за предшествующий период (предшествующие периоды), сохраняет свою уместность и для текущего периода. Например, организация раскрывает в текущем периоде подробности еще не урегулированного судебного разбирательства, исход которого на конец предшествующего периода был неопределенным. Для пользователей полезна информация о том, что на конец предшествующего периода существовала неопределенность, а также о том, какие меры предпринимались в течение данного периода для разрешения этой неопределенности.
(п. 38B введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
Дополнительная сравнительная информация
(заголовок введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
38C. Организация может представлять сравнительную информацию в дополнение к минимальному объему сравнительной финансовой отчетности, требуемому согласно МСФО (IFRS), если данная информация составлена в соответствии с МСФО (IFRS). Такая сравнительная информация может состоять из одного или более отчетов, упомянутых в
пункте 10, однако не обязательно должна представлять собой полный комплект финансовой отчетности. В случае представления дополнительных отчетов организация должна представлять и соответствующие примечания к этим дополнительным отчетам.
(п. 38C введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
38D. Например, организация может представлять третий отчет прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата (тем самым представляя информацию за текущий период, за предшествующий период и за один дополнительный сравнительный период). Однако организация не обязана представлять третий отчет о финансовом положении, третий отчет о денежных потоках или третий отчет об изменениях в собственном капитале (т.е. дополнительные сравнительные финансовые отчеты). Организация должна представить в примечаниях к финансовой отчетности только сравнительную информацию, относящуюся к дополнительному отчету о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата.
(п. 38D введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
(заголовок введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
пункту 38A, если:
(a) она применяет учетную политику ретроспективно, производит ретроспективный пересчет статей финансовой отчетности либо реклассифицирует статьи финансовой отчетности; и
(b) ретроспективное применение, ретроспективный пересчет или реклассификация оказывают существенное влияние на информацию, представляемую в отчете о финансовом положении на начало предшествующего периода.
(п. 40A введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
40B. В обстоятельствах, описанных в
пункте 40A, организация должна представлять три отчета о финансовом положении по состоянию на:
(a) конец текущего периода;
(b) конец предшествующего периода;
(c) начало предшествующего периода.
(п. 40B введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
40C. Если организация должна представить дополнительный отчет о финансовом положении согласно
пункту 40A, она также должна раскрыть информацию, требуемую
пунктами 41-
44и МСФО (IAS) 8. Однако она не обязана представлять соответствующие примечания к вступительному отчету о финансовом положении по состоянию на начало предшествующего периода.
(п. 40C введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
пунктом 38C).
(п. 40D введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(a) характер реклассификации;
(b) сумму каждой статьи или класса статей, которые являются предметом реклассификации; и
(c) причину реклассификации.
42. Если реклассифицировать сравнительные суммы практически невозможно, предприятие должно раскрыть следующую информацию:
(a) причину, по которой не проведена реклассификация соответствующих сумм; и
(b) характер корректировок, которые были бы произведены в случае реклассификации соответствующих сумм.
43. Повышение сопоставимости информации, относящейся к разным периодам, помогает пользователям принимать экономические решения, в особенности за счет обеспечения возможности оценить тенденции в финансовой информации в целях прогнозирования. При некоторых обстоятельствах практически невозможно произвести реклассификацию сравнительной информации за какой-либо предыдущий период для достижения сопоставимости с текущим периодом. Например, в предыдущем периоде (периодах) данные могли быть собраны таким образом, что это не позволяет провести реклассификацию, и по практическим соображениям изменить информацию может быть невозможно.
44.
МСФО (IAS) 8рассматривает корректировки сравнительной информации, которые необходимо выполнять при изменении предприятием своей учетной политики или исправлении ошибки.
45. Предприятие должно оставлять неизменными представление и классификацию статей в финансовой отчетности от периода к периоду, за исключением следующих случаев:
(a) в результате значительного изменения в характере деятельности предприятия или анализа его финансовой отчетности становится очевидным, что иное представление информации или иная классификация были бы более приемлемыми с учетом критериев выбора и применения учетной политики, установленных в
МСФО (IAS) 8; или
(b) какой-либо МСФО требует изменения в представлении информации.
пунктами 41и
42.
Введение
47. Настоящий стандарт требует раскрытия конкретной информации в отчете о финансовом положении, отчете о совокупном доходе или отдельном отчете о прибылях и убытках (если он представляется), или в отчете об изменениях в капитале, а также требует раскрытия информации о других статьях либо непосредственно в формах финансовой отчетности, либо в примечаниях.
МСФО (IAS) 7"Отчеты о движении денежных средств" устанавливает требования в отношении представления информации о движении денежных средств.
48. В настоящем стандарте термин "раскрытие информации" иногда употребляется в широком значении, охватывающем как статьи, представляемые в финансовых отчетах. Другие МСФО также содержат требования в отношении раскрытия информации. Если настоящий стандарт или какой-либо другой МСФО не предусматривают иного, то раскрытие информации осуществляется в финансовых отчетах.
(a) наименование отчитывающегося предприятия или иные способы его обозначения, а также любое изменение в этих данных по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
МСФО (IAS) 21; и
52. Предприятие должно выполнять требования, изложенные в
пункте 51, путем представления постраничных заголовков и сокращенных заголовков колонок на каждой странице финансовой отчетности. Для определения наилучшего способа представления такой информации требуется профессиональное суждение. Например, если предприятие представляет финансовую отчетность в электронном виде, не всегда используется разбивка на отдельные страницы. Тогда предприятие представляет вышеуказанные заголовки, чтобы обеспечить правильное понимание информации, содержащейся в финансовой отчетности.
53. Предприятие часто делает финансовую отчетность более понятной, представляя информацию в тысячах или миллионах единиц валюты представления отчетности. Это допустимо в том случае, если предприятие раскрывает используемую степень округления при представлении информации и не упускает существенную информацию.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
подпунктах (e),
(h)и
(i));
МСФО (IAS) 41"Сельское хозяйство";
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 11.06.2015 N 91н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IFRS) 5"Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
подпунктах (k)и
(l));
МСФО (IAS) 12"Налоги на прибыль";
МСФО (IAS) 12;
МСФО (IFRS) 5;
пункте 54), заголовки и промежуточные итоговые суммы в отчете о финансовом положении, если такое представление уместно для понимания финансового положения предприятия.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
55A. Если предприятие представляет промежуточные итоговые суммы в соответствии с
пунктом 55, такие промежуточные итоговые суммы должны:
(a) содержать статьи, которые состоят из сумм, признанных и оцененных в соответствии с МСФО;
(b) быть представлены и обозначены таким образом, чтобы были ясны и понятны статьи, составляющие промежуточную итоговую сумму;
(c) использоваться последовательно из периода в период в соответствии с
пунктом 45; и
(d) не должны выделяться таким образом, чтобы быть более заметными по сравнению с промежуточными итоговыми суммами и итоговыми суммами, которые должны быть представлены в отчете о финансовом положении согласно МСФО.
(п. 55A введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
Пункт 54просто перечисляет статьи, которые в достаточной степени отличаются по характеру и функции от отдельного представления варранта в отчете о финансовом положении. Кроме того:
(a) статьи включаются в отчет в том случае, если величина, характер и функция отдельной статьи или совокупности аналогичных статей таковы, что уместны для понимания финансового положения предприятия; и
(a) характера и ликвидности активов;
(b) функции активов в пределах предприятия; и
(c) сумм, характера и сроков погашения обязательств.
59. Использование разных основ оценки для разных классов активов предполагает различие их характера или функции, а, следовательно, их представление предприятием как отдельных статей. Например, различные классы основных средств могут отражаться по себестоимости или переоцененной стоимости в соответствии с
МСФО (IAS) 16.
пунктами 66-
76, за исключением случаев, когда представление информации, основанное на степени ликвидности, обеспечивает надежную и более уместную информацию. Если применяется указанное исключение, предприятие должно представлять все активы и обязательства в порядке своей ликвидности.
(a) в течение не более чем двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, и
62. Если предприятие осуществляет поставку товаров или услуг в рамках четко определяемого операционного цикла, разделение активов и обязательств в отчете о финансовом положении на краткосрочные и долгосрочные обеспечивает полезную информацию, так как позволяет отделить чистые активы, постоянно циркулирующие в составе оборотного капитала, от активов, используемых в долгосрочных операциях предприятия. Это также позволяет выделить активы, которые предприятие предполагает реализовать в течение текущего операционного цикла, и обязательства, подлежащие погашению в течение того же периода.
64. При применении
пункта 60предприятию разрешается представлять часть своих активов и обязательств с разделением на краткосрочные и долгосрочные, а других - в порядке ликвидности, если это обеспечивает надежную и более уместную информацию. Необходимость в использовании смешанной основы представления может возникнуть в тех случаях, когда предприятие осуществляет различные неоднородные виды деятельности.
65. Информация о предполагаемых сроках реализации активов и обязательств полезна при оценке ликвидности и платежеспособности предприятия.
МСФО (IFRS) 7"Финансовые инструменты: раскрытие информации" требует раскрытия информации о сроках погашения финансовых активов и финансовых обязательств. Финансовые активы включают торговую и прочую дебиторскую задолженность, а финансовые обязательства включают торговую и прочую кредиторскую задолженность. Информация о предполагаемых сроках возмещения и погашения немонетарных активов и обязательств, таких, как запасы и резервы, также полезна вне зависимости от того, осуществляется ли разделение активов и обязательств на краткосрочные или долгосрочные. Например, предприятие раскрывает информацию о сумме запасов, которые оно предполагает возместить по истечении более чем двенадцати месяцев после окончания отчетного периода.
(a) его предполагается реализовать или он предназначен для продажи или потребления в рамках обычного операционного цикла предприятия;
(b) оно предназначено в основном для целей торговли;
МСФО (IAS) 7), если только не существует ограничения на его обмен или использование для погашения обязательств в течение как минимум двенадцати месяцев после окончания отчетного периода.
Предприятие должно классифицировать все прочие активы как долгосрочные.
МСФО (IFRS) 9), и краткосрочную составляющую долгосрочных финансовых активов.
(п. 68 в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(a) предполагается погашение предприятием обязательства в рамках обычного операционного цикла предприятия;
(b) оно удерживает обязательство в основном для целей торговли;
(c) обязательство подлежит погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода; или
(d) у него нет безусловного права откладывать погашение обязательства в течение, как минимум, двенадцати месяцев после окончания отчетного периода (см.
пункт 73). Сроки обязательства, которые могут, на усмотрение встречной стороны, привести к его погашению путем выпуска долевых инструментов, не влияют на его классификацию.
Предприятие должно классифицировать все прочие обязательства как долгосрочные.
70. Некоторые краткосрочные обязательства, такие, как торговая кредиторская задолженность и некоторые начисления затрат по оплате труда и прочих операционных затрат, составляют часть оборотного капитала, используемого в течение обычного операционного цикла предприятия. Такие операционные статьи классифицируются как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению не ранее чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода. При классификации активов и обязательств предприятия используется один и тот же обычный операционный цикл. Если невозможно четко определить обычный операционный цикл предприятия, делается допущение, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев.
МСФО (IFRS) 9, банковские овердрафты, а также краткосрочная составляющая долгосрочных финансовых обязательств, дивиденды к выплате, налоги на прибыль и прочая неторговая кредиторская задолженность. Финансовые обязательства, обеспечивающие долгосрочное финансирование (т.е. не составляющие часть оборотного капитала, используемого в течение обычного операционного цикла предприятия) и не подлежащие погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, представляют собой долгосрочные обязательства, и к ним применяются
пункты 74и
75.
(п. 71 в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(a) первоначальный срок погашения составлял более двенадцати месяцев; и
(b) после окончания отчетного периода и до утверждения финансовой отчетности к выпуску заключено соглашение о рефинансировании или изменении графика платежей на долгосрочной основе.
73. Если предприятие предполагает и имеет возможность по своему усмотрению рефинансировать или продлить какое-либо обязательство на срок, составляющий не менее двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, в рамках существующей кредитной линии, оно классифицирует это обязательство как долгосрочное, даже если в противном случае это обязательство подлежало бы погашению в более короткий срок. Тем не менее, если предприятие не может по своему усмотрению рефинансировать или продлевать обязательство (например, при отсутствии соглашения о рефинансировании), предприятие не принимает во внимание потенциальную возможность рефинансирования и классифицирует обязательство как краткосрочное.
74. Если предприятие нарушает какое-либо из условий долгосрочного кредитного соглашения по состоянию на дату окончания отчетного периода или на более раннюю дату, в результате чего обязательство подлежит погашению по требованию, то предприятие классифицирует обязательство как краткосрочное, даже если кредитор согласился, после окончания отчетного периода и до утверждения финансовой отчетности к выпуску, не требовать платежа на основании допущенного нарушения. Предприятие классифицирует обязательство как краткосрочное, поскольку на дату окончания отчетного периода у предприятия не было безусловного права откладывать его погашение на срок, составляющий не менее двенадцати месяцев после указанной даты.
75. Тем не менее, предприятие классифицирует обязательство как долгосрочное, если кредитор по состоянию на дату окончания отчетного периода согласился предоставить период отсрочки, заканчивающийся не ранее чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода, в течение которого предприятие может исправить нарушение и во время которого кредитор не может требовать немедленного погашения.
МСФО (IAS) 10"События после даты окончания периода":
(a) рефинансирование на долгосрочной основе;
(b) исправление нарушения долгосрочного кредитного соглашения; и
(c) предоставление кредитором периода отсрочки для исправления нарушения долгосрочного кредитного соглашения, заканчивающегося не ранее чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода.
пункте 58, для определения основы разбивки статей. По каждой статье предусмотрено разное раскрытие информации, например:
МСФО (IAS) 16;
МСФО (IAS) 2"Запасы" на такие виды, как товары, производственные запасы, материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
79. Предприятие должно раскрыть либо в отчете о финансовом положении, либо в отчете об изменениях в капитале, либо в примечаниях следующую информацию:
(a) применительно к каждому классу акционерного капитала:
(i) количество акций, разрешенных к выпуску;
(ii) количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также количество акций, выпущенных, но не оплаченных полностью;
(iii) номинальная стоимость акции или указание на то, что акции не имеют номинальной стоимости;
(iv) сверка количества акций в обращении на начало и на конец периода;
(v) права, привилегии и ограничения по данному классу, включая ограничения по распределению дивидендов и возврату капитала;
(vi) акции предприятия, принадлежащие самому предприятию или его дочерним или ассоциированным предприятиям; и
(vii) акции, зарезервированные для выпуска по опционам и договорам продажи акций, включая условия и суммы; и
(b) описание характера и назначения каждого капитального резерва в составе капитала.
80. Предприятие без акционерного капитала, например, партнерство или траст, должно раскрывать информацию, эквивалентную той, которая требуется согласно
пункту 79(a), с указанием изменений по каждой категории долей в капитале, произошедших за соответствующий период, а также прав, привилегий и ограничений по каждой категории долей в капитале.
80A. Если предприятие реклассифицировало
(a) финансовый инструмент с правом обратной продажи, классифицируемый как долевой инструмент, или
(b) инструмент, налагающий на предприятие обязательство по поставке третьей стороне пропорциональной доли чистых активов предприятия только при ликвидации и классифицируемый как долевой инструмент
между финансовыми обязательствами и капиталом, оно должно раскрыть сумму, реклассифицированую из состава одной категории в состав другой категории (финансовые обязательства или капитал), и сроки и причину такой реклассификации.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
Поправки, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
(a) прибыль или убыток;
(b) итого прочий совокупный доход;
(c) совокупный доход за период, отражающий общее значение прибыли или убытка и прочего совокупного дохода.
Если предприятие представляет отдельный отчет о прибыли или убытке, то в этом случае оно не представляет раздел прибыли или убытка в отчете, представляющем совокупный доход.
(п. 81A введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(a) прибыль или убыток за период, относящийся к:
(i) неконтролирующей доле, и
(ii) владельцам материнского предприятия.
(b) совокупный доход за период, относящийся к:
(i) неконтролирующей доле, и
(ii) владельцам материнского предприятия.
Если предприятие представляет прибыль или убыток в отдельном отчете, то оно должно представить требования
пункта (a)в этом отчете.
(п. 81B введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(пп. "a" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(aa) прибыли и убытки, возникающие в результате прекращения признания финансовых активов, оцениваемых по амортизированной стоимости;
(пп. "aа" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(пп. "b" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(пп. "c" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IFRS) 9);
(пп. "ca" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(e) [удален]
(ea) итоговая сумма прекращенной деятельности (см.
МСФО (IFRS) 5).
(f)-(i) [удален]
(п. 82 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(a) компоненты прочего совокупного дохода (исключая суммы в
пункте (b)), классифицированные по характеру и сгруппированные как те, которые в соответствии с другими МСФО:
(i) не будут впоследствии реклассифицированы в состав прибыли или убытка; и
(ii) впоследствии будут реклассифицированы в состав прибыли или убытка при выполнении определенных условий.
(b) доля в прочем совокупном доходе ассоциированных и совместных предприятий, учитываемых по методу долевого участия, с раздельным представлением доли в статьях, которые в соответствии с другими МСФО:
(i) не будут впоследствии реклассифицированы в состав прибыли или убытка; и
(ii) впоследствии будут реклассифицированы в состав прибыли или убытка при выполнении определенных условий.
(п. 82A в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
Поправки, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
пункте 82), заголовки и промежуточные итоги в отчете(ах), представляющем(их) прибыль или убыток и прочий совокупный доход, когда такое представление уместно для понимания финансовых результатов предприятия.
(в ред. поправок, утв. Приказами Минфина России от
18.07.2012N 106н, от 13.07.2015
N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
85A. Если предприятие представляет промежуточные итоговые суммы в соответствии с
пунктом 85, такие промежуточные итоговые суммы должны:
(a) содержать статьи, которые состоят из сумм, признанных и оцененных в соответствии с МСФО;
(b) быть представлены и обозначены таким образом, чтобы были ясны и понятны статьи, составляющие промежуточную итоговую сумму;
(c) использоваться последовательно из периода в период в соответствии с
пунктом 45; и
(d) не должны выделяться таким образом, чтобы быть более заметными по сравнению с промежуточными итоговыми суммами и итоговыми суммами, которые должны быть представлены в отчете(ах), представляющем(их) прибыль или убыток и прочий совокупный доход согласно МСФО.
(п. 85A введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
85B. Предприятие должно представлять в отчете(ах), представляющем(их) прибыль или убыток и прочий совокупный доход, статьи, позволяющие соотнести промежуточные итоговые суммы, представленные в соответствии с
пунктом 85, с промежуточными итоговыми суммами или итоговыми суммами, которые должны быть представлены в таком(их) отчете(ах) в соответствии с МСФО.
(п. 85B введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
86. Поскольку воздействия различных видов деятельности предприятия, его операций и других событий различаются с точки зрения периодичности, потенциала получения прибыли или убытка и прогнозируемости, раскрытие информации о компонентах финансовых результатов помогает пользователям понять полученные финансовые результаты и прогнозировать будущие результаты. Предприятие включает дополнительные статьи в отчет(ы), представляющий(ие) прибыль или убыток и прочий совокупный доход, и корректирует используемые наименования и порядок представления статей, если это необходимо для пояснения элементов финансовых результатов. Предприятие рассматривает факторы, включающие существенность, а также характер и функцию статей доходов и расходов. Например, финансовый институт может изменить наименования статей, чтобы обеспечить предоставление информации, уместной для описания деятельности финансового института. Предприятие представляет статьи доходов и расходов взаимозачетом (свернуто) только при соответствии критериям, изложенным в
пункте 32.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
87. Предприятие не должно представлять какие-либо статьи доходов и расходов в отчете(ах), представляющем(их) прибыль или убыток и прочий совокупный доход, или в примечаниях в качестве чрезвычайных статей.
(п. 87 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
Прибыль или убыток за период
88. Предприятие должно признать все статьи доходов и расходов за период в составе прибыли или убытка, если иное не требуется или не допускается в соответствии с требованиями МСФО.
89. Некоторые МСФО предусматривают обстоятельства, при которых предприятие признает определенные статьи не в составе прибыли или убытка за текущий период.
МСФО (IAS) 8предусматривает два таких обстоятельства: исправление ошибок и эффект изменения в учетной политике. Прочие МСФО требуют или разрешают исключение компонентов прочего совокупного дохода, которые удовлетворяют определению Концепции, из состава прибыли или убытка (см.
пункт 7).
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
91. Предприятие может представить статьи прочего совокупного дохода либо:
(a) за вычетом налоговых эффектов, либо
(b) до соответствующих налоговых эффектов с отражением одной суммы за совокупную сумму подоходного налога в отношении данных статей.
Если предприятие выбирает вариант
(b), то оно должно распределить налог между статьями, которые могут впоследствии быть реклассифицированы в раздел прибыли или убытка, и статьями, которые не будут впоследствии реклассифицированы в раздел прибыли или убытка.
(п. 91 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
92. Предприятие должно раскрыть информацию о корректировках при реклассификации в отношении компонентов прочего совокупного дохода.
(п. 93 в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
94. Предприятие может представить корректировки при реклассификации в отчете(ах) о прибылях или убытках и прочем совокупном доходе или в примечаниях. Предприятие, представляющее корректировки при реклассификации в примечаниях, представляет статьи прочего совокупного дохода после внесения любых соответствующих корректировок при реклассификации.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IAS) 21) и в том случае, когда хеджируемый прогнозируемый денежный поток влияет на прибыль или убыток (см. пункт 6.5.11(d)
МСФО (IFRS) 9относительно хеджирования денежных потоков).
(п. 95 в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IAS) 16или
МСФО (IAS) 38, или переоценке пенсионных планов с установленными выплатами, признанных в соответствии с
МСФО (IAS) 19. Данные компоненты признаются в составе прочего совокупного дохода и не реклассифицируются в состав прибыли или убытка в последующие периоды. Изменения прироста стоимости в результате переоценки могут переноситься в состав нераспределенной прибыли в последующие периоды по мере использования или в случае прекращения признания данного актива (см.
МСФО (IAS) 16и
МСФО (IAS) 38). В соответствии с
МСФО (IFRS) 9, если в результате хеджирования денежных потоков или порядка учета временной стоимости опциона (либо форвардного элемента форвардного договора или валютного базисного спрэда финансового инструмента) возникают суммы, которые исключаются из резерва хеджирования денежных потоков или из отдельного компонента собственного капитала, соответственно, и включаются непосредственно в первоначальную стоимость или иную балансовую стоимость актива или обязательства, то реклассификационные корректировки при этом не возникают. Такие суммы переводятся непосредственно в состав активов или обязательств.
(п. 96 в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
97. Если статьи доходов и расходов являются существенными, предприятие должно раскрывать их характер и сумму отдельно.
98. Обстоятельства, при которых статьи доходов и расходов подлежат отдельному раскрытию, включают следующие:
(a) уценка запасов до величины чистой цены продажи или стоимости основных средств до возмещаемой стоимости, а также реверсирование таких списаний;
(b) реструктуризация деятельности предприятия и реверсирование любых оценочных резервов по затратам на реструктуризацию;
(c) выбытие объектов основных средств;
(d) выбытие инвестиций;
(e) прекращенная деятельность;
(f) урегулирование судебных споров; и
(g) прочие реверсивные записи в отношении резервов.
пункте 99, в отчете(ах), представляющем(их) прибыль или убыток или прочий совокупный доход, приветствуется.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
101. Разбивка статей расходов используется для выделения компонентов финансовых результатов, которые могут различаться с точки зрения периодичности, потенциала получения прибыли или убытка и прогнозируемое. Представление указанного анализа производится с использованием одной из двух форм.
Выручка
|
|
X
|
Прочий доход
|
|
X
|
Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства
|
X
|
|
Использованное сырье и расходные материалы
|
X
|
|
Расходы на вознаграждения работникам
|
X
|
|
Расходы на амортизацию
|
X
|
|
Прочие расходы
|
X
|
|
Итого расходов
|
|
(X)
|
Прибыль до налогов
|
|
X
|
Выручка
|
|
X
|
Себестоимость продаж
|
|
(X)
|
Валовая прибыль
|
|
X
|
Прочий доход
|
|
X
|
Затраты на сбыт
|
|
(X)
|
Административные расходы
|
|
(X)
|
Прочие расходы
|
|
(X)
|
Прибыль до налогов
|
|
X
|
105. Выбор между методом "по функции затрат" и методом "по характеру затрат" зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера предприятия. Оба метода выделяют те затраты, которые могут изменяться, прямо или косвенно, с изменением объема продаж или производства предприятия. Поскольку каждый способ представления имеет свои преимущества для различных видов предприятий, настоящий стандарт требует, чтобы руководство выбрало наиболее уместный и надежный способ представления. Тем не менее, поскольку информация о характере затрат полезна при прогнозировании будущих потоков денежных средств, при использовании классификации на основе функции затрат требуется дополнительное раскрытие информации. В
пункте 104термин "вознаграждения работникам" употребляется в том же значении, что и в
МСФО (IAS) 19.
пункт 10. Отчет об изменениях в капитале включает следующую информацию:
(b) для каждого компонента капитала, эффект ретроспективного применения или ретроспективный пересчет, признанный в соответствии с
МСФО (IAS) 8; и
(c) [удален];
(i) статьями прибыли или убытка;
(ii) статьями прочего совокупного дохода; и
(iii) операциями с собственниками, действующими в этом качестве, отдельно отражая взносы, сделанные собственниками, и распределения в пользу собственников, а также изменения в непосредственных долях участия в дочерних предприятиях, которые не приводят к утрате контроля.
(пп. "d" в ред.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
106A. По каждому компоненту капитала предприятие должно представить анализ прочего совокупного дохода с разбивкой по статьям либо в отчете об изменениях в капитале, либо в примечаниях (см.
пункт 106 (d) (ii)).
пункте 106, компоненты капитала включают, например, каждый класс вносимого капитала, накопленное сальдо по каждому классу прочего совокупного дохода и нераспределенной прибыли.
МСФО (IAS) 8требует проведения ретроспективных корректировок для отражения изменений в учетной политике в той мере, в которой это возможно, если условия перехода на новый порядок учета в другом МСФО не требуют иного.
МСФО (IAS) 8также требует проведения ретроспективного пересчета для исправления ошибок в той мере, в которой это возможно. Ретроспективные корректировки и ретроспективный пересчет не представляют собой изменения в капитале, но являются корректировками входящего сальдо нераспределенной прибыли, если какой-либо МСФО не требует ретроспективной корректировки другого компонента капитала.
Пункт 106(b)требует, чтобы в отчете об изменениях в капитале была раскрыта информация об итоговых суммах корректировок для каждого компонента капитала отдельно в результате изменений в учетной политике и в результате исправления ошибок. Такие корректировки подлежат раскрытию за каждый предыдущий период и на начало текущего периода.
Отчет о движении денежных средств
111. Информация о движении денежных средств обеспечивает пользователей финансовой отчетности основой для оценки способности предприятия генерировать денежные средства и эквиваленты денежных средств и потребностей предприятия в использовании этих потоков денежных средств.
МСФО (IAS) 7устанавливает требования в отношении представления и раскрытия информации о движении денежных средств.
112. Примечания должны:
(a) представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и об используемой учетной политике в соответствии с
пунктами 117-
124;
(b) раскрывать информацию, требуемую МСФО (IFRS), которая не представляется ни в одном другом финансовом отчете; и
(c) обеспечивать информацию, которая не представляется ни в одном другом финансовом отчете, но уместна в целях понимания любого из указанных отчетов.
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
114. Примеры упорядоченного представления или группировки примечаний включают следующее:
(a) особое выделение сфер деятельности, которые предприятие считает наиболее значимыми для понимания его финансовых результатов и финансового положения, например, посредством группировки информации о конкретной операционной деятельности;
(b) группировка информации об объектах, которые оцениваются аналогичным образом, таких как активы, оцениваемые по справедливой стоимости; или
(c) представление примечаний в соответствии с порядком представления статей в отчете(ах) о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного дохода и в отчете о финансовом положении, например:
(i) заявление о соответствии МСФО (IFRS) (см.
пункт 16);
(ii) основные положения учетной политики (см.
пункт 117);
(iii) сопроводительная информация по статьям, представленным в отчете о финансовом положении, и отчете о совокупном доходе, в отдельном отчете о прибылях и убытках (если представляется) и в отчете об изменениях в капитале, отчете о движении денежных средств в той же последовательности, в какой представляется каждый отчет и каждая статья отчетности; и
(iv) раскрытие прочей информации, в том числе:
(1) условные обязательства (см.
МСФО (
IAS
) 37) и непризнанные договорные обязательства; и
(2) раскрытие нефинансовой информации, например, цели и политика предприятия в области управления рисками (см.
МСФО (IFRS) 7).
(п. 114 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
115. Исключен. -
Поправки, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
(в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(a) база (или базы) оценки, использованная при составлении финансовой отчетности; и
(b) прочие принципы учетной политики, которые представляются уместными для понимания финансовой отчетности.
119. При принятии решения о том, следует ли раскрывать информацию о конкретном принципе учетной политики, руководство рассматривает вопрос о том, будет ли такое раскрытие информации полезно для понимания пользователями способа отражения операций, других событий и условий в финансовых результатах и финансовом положении, являющихся предметом отчетности. Каждое предприятие принимает во внимание характер своих операций и те положения учетной политики, которые, как ожидают пользователи его финансовой отчетности, должны быть раскрыты для такого типа предприятия. Раскрытие конкретных принципов учетной политики особенно полезно для пользователей, если такие принципы выбраны из числа альтернативных вариантов, предусмотренных МСФО. Примером может служить раскрытие информации о том, применяет ли предприятие справедливую стоимость или модель учета по фактическим затратам к своему инвестиционному имуществу (см.
МСФО (IAS) 40"Инвестиционное имущество"). Некоторые МСФО содержат отдельное требование раскрыть информацию о конкретных принципах учетной политики, включая выбор, сделанный руководством из числа возможных альтернатив. Например,
МСФО (IAS) 16требует раскрытия базы оценки, использованной для отдельных видов основных средств.
(в ред.
МСФО (IFRS) 12, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н,
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
120. Исключен. -
Поправки, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IAS) 8.
122. Вместе с основными положениями учетной политики или иными примечаниями предприятие должно раскрыть информацию о профессиональных суждениях, помимо тех, что связаны с расчетными оценками (см.
пункт 125), которые были выработаны руководством в процессе применения учетной политики и которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.
(п. 122 в ред.
поправок, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
МСФО (IFRS) 9"Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 МСФО (IAS) 39), введенным
ПриказомМинфина России от 26.08.2015 N 133н, подпункт (a) пункта 123 исключен с 18 сентября 2015 года.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 02.04.2013 N 36н,
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н;
(см. текст в предыдущей
редакции)
(в ред.
МСФО (IFRS) 10, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
(c) являются ли отдельные продажи товаров по существу соглашениями о финансировании и, следовательно, не приводят к возникновению выручки;
(в ред.
МСФО (IFRS) 10, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
МСФО (IFRS) 10, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
124. Раскрытие некоторой информации, предусмотренное
пунктом 122, требуется и соответствии с другими МСФО. Например,
МСФО (IFRS) 12"Раскрытие информации об участии в других предприятиях" требует, чтобы предприятие раскрывало информацию о суждениях, которые оно приняло при определении того, контролирует ли оно другое предприятие.
МСФО (IAS) 40требует раскрытия информации о критериях, выработанных предприятием для разграничения инвестиционного имущества и объектов недвижимости, занимаемых владельцем или удерживаемых для продажи в ходе обычной деятельности, в случаях, когда классификация недвижимости вызывает затруднения.
(в ред.
МСФО (IFRS) 12, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
Источники неопределенности расчетных оценок
125. Предприятие должно раскрыть информацию о допущениях, касающихся будущего, и прочих основных источниках неопределенности расчетных оценок на конец отчетного периода, которые заключают в себе значительный риск возникновения необходимости вносить существенные корректировки в балансовую стоимость активов и обязательств в следующем финансовом году. Применительно к таким активам и обязательствам примечания должны содержать подробную информацию об:
(a) их характере; и
(b) их балансовой стоимости на конец отчетного периода.
126. Определение балансовой стоимости некоторых активов и обязательств требует расчетной оценки воздействия будущих событий, возникновение которых неопределенно, на эти активы и обязательства на конец отчетного периода. Например, при отсутствии рыночных цен по недавно заключенным сделкам, для оценки возмещаемой стоимости различных видов основных средств, воздействия технологического устаревания на запасы, резервов, зависящих от исхода продолжающихся судебных разбирательств, и долгосрочных обязательств, предусматривающих выплаты работникам, таких, как пенсионные обязательства, необходимо использовать расчетные оценки в отношении будущего. Эти расчетные оценки предполагают допущения о таких статьях, как корректировка потоков денежных средств или используемых ставок дисконтирования с учетом риска, будущие изменения в размере заработной платы и будущие изменения в ценах, влияющие на прочие затраты.
127. Допущения и прочие источники неопределенности расчетных оценок, раскрытые в соответствии с
пунктом 125, относятся к расчетным оценкам, которые требуют от руководства наиболее трудных, субъективных или сложных профессиональных суждений. По мере увеличения количества переменных и допущений, влияющих на возможное будущее разрешение неопределенности, эти профессиональные суждения становятся все более субъективными и сложными, и вероятность того, что впоследствии придется вносить существенные корректировки в балансовую стоимость активов и обязательств, обычно повышается соответствующим образом.
128. Раскрытие информации, предусмотренной
пунктом 125, не требуется в отношении активов и обязательств, которые заключают в себе значительный риск существенного изменения балансовой стоимости в течение следующего финансового года, если на конец отчетного периода она оценивается по справедливой стоимости на основе котируемой цены на идентичный актив или обязательство на активном рынке. Такая справедливая стоимость может существенно измениться в течение следующего финансового года, однако эти изменения возникают не вследствие допущений или иных источников неопределенности расчетных оценок на конец отчетного периода.
(п. 128 в ред.
МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
129. Предприятие представляет информацию, раскрытие которой предусмотрено
пунктом 125, таким образом, чтобы помочь пользователям финансовой отчетности понять профессиональные суждения руководства о будущем и о прочих источниках неопределенности расчетных оценок. Характер и объем предоставляемой информации зависит от характера допущений и прочих обстоятельств. Примерами видов раскрываемой информации являются:
(a) характер допущения или иной неопределенности расчетных оценок;
(b) чувствительность балансовой стоимости к методам, допущениям и расчетным оценкам, на которых основывается ее расчет, включая причины чувствительности;
(c) ожидания в отношении разрешения неопределенности и диапазон вариантов разрешения неопределенности, которые, по разумным оценкам, могут иметь место в следующем финансовом году применительно к балансовой стоимости соответствующих активов и обязательств; и
(d) объяснение изменений, внесенных в прошлые допущения, касающиеся этих активов и обязательств, если неопределенность остается неразрешенной.
130. Настоящий стандарт не требует от предприятия раскрывать информацию о бюджете или прогнозных оценках при раскрытии информации, предусмотренной
пунктом 125.
131. Иногда практически невозможно раскрыть информацию о размерах возможного воздействия какого-либо из основных допущений или других источников неопределенности расчетных оценок на конец отчетного периода. В таких случаях предприятие при раскрытии информации указывает, что, исходя из имеющихся знаний, существует обоснованная возможность того, что варианты разрешения неопределенности в следующем финансовом году, отличающиеся от сделанных допущений, могут потребовать существенной корректировки балансовой стоимости соответствующего актива или обязательства. Во всех случаях предприятие раскрывает характер и балансовую стоимость конкретного актива или обязательства (или вида активов или обязательств), затронутого допущением.
132. Предусмотренное
пунктом 122раскрытие информации о конкретных профессиональных суждениях руководства, сформированных в ходе применения учетной политики предприятия, не связано с раскрытием информации об источниках неопределенности расчетных оценок в соответствии с
пунктом 125.
133. Другие МСФО требуют раскрытия информации о некоторых допущениях, которое в противном случае потребовалось бы в соответствии с
пунктом 125. Например,
МСФО (IAS) 37при определенных обстоятельствах требует раскрытия информации об основных допущениях, касающихся будущих событий, которые оказывают воздействие на различные виды резервов.
МСФО (IFRS) 13"Оценка справедливой стоимости" требует раскрытия информации о значительных допущениях (включая метод(ы) оценки и исходную информацию), применяемых предприятием при оценке справедливой стоимости активов и обязательств, подлежащих учету по справедливой стоимости.
(п. 133 в ред.
МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
(см. текст в предыдущей
редакции)
пункта 134предприятие раскрывает следующую информацию:
(i) описание того, что предприятие считает предметом управления капиталом;
(ii) если предприятие подчиняется внешним требованиям в отношении капитала, характер таких требований и то, как эти требования учитываются при управлении капиталом; и
(iii) как предприятие выполняет свои задачи в области управления капиталом;
(b) совокупные количественные данные, относящиеся к предмету управления капиталом. Некоторые предприятия считают определенные финансовые обязательства (например, некоторые формы субординированного долга) составляющей капитала. Другие предприятия исключают некоторые компоненты собственного капитала (например, компоненты, возникающие в результате хеджирования денежных потоков) из состава капитала;
(c) любые изменения в
(a)и
(b)по сравнению с предыдущим периодом;
(d) выполняло ли предприятие в отчетном периоде внешние требования к капиталу, которые оно обязано выполнять.
(e) в случае невыполнения предприятием этих внешних требований к капиталу, последствия таких нарушений.
Предприятие основывает раскрытие указанной информации на внутренней информации, предоставляемой старшему руководящему персоналу предприятия.
136. Предприятие может управлять капиталом различными способами и подчиняться целому ряду различных требований к капиталу. Например, конгломерат может включать предприятия, которые осуществляют страховую деятельность и банковскую деятельность, и эти предприятия могут работать в нескольких юрисдикциях. Если раскрытие совокупной информации о требованиях к капиталу и о том, каким образом осуществляется управление капиталом, не обеспечивает полезную информацию или искажает понимание капитальных ресурсов предприятия пользователем финансовой отчетности, предприятие должно раскрыть информацию отдельно по каждому требованию к капиталу, которое оно обязано выполнять.
136A. В отношении финансовых инструментов с правом обратной продажи, классифицируемых как долевые инструменты, предприятие должно раскрыть следующую информацию (в той степени, в которой она не раскрывается ни в одном другом отчете):
(a) совокупные количественные данные о сумме, классифицируемой как долевой инструмент;
(c) ожидаемый отток денежных средств при выкупе или обратной покупке данного класса финансовых инструментов; и
(d) информация о том, как был определен ожидаемый отток денежных средств при выкупе или обратной покупке.
137. В примечаниях к финансовой отчетности предприятие должно раскрыть следующую информацию:
(a) сумма дивидендов, предложенных или объявленных до даты утверждения финансовой отчетности, но не признанных в качестве распределения прибыли в пользу собственников в течение отчетного периода, а также соответствующая сумма в расчете на одну акцию; и
(b) сумма любых непризнанных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям.
138. Предприятие должно раскрыть следующую информацию, если такие раскрытия еще не были сделаны в каком-либо ином документе, публикуемом вместе с финансовой отчетностью:
(a) постоянное место нахождения и организационно-правовая форма предприятия, страна его регистрации и юридический адрес (или основное место ведения хозяйственной деятельности, если оно отличается от юридического адреса);
(b) описание характера операций и основных направлений деятельности предприятия; и
139. Предприятие должно применять настоящий стандарт для годовых периодов, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты. Досрочное применение допускается. Если предприятие применяет настоящий стандарт для более раннего периода, оно должно раскрыть данный факт.
139A.
МСФО (
IAS
) 27(с поправками 2008 г.) внес поправки в
пункт 106. Предприятие должно применять настоящую поправку для годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 г. или после этой даты. Если предприятие применяет
МСФО (
IAS
) 27(с поправками 2008 г.) для более раннего периода, поправка должна применяться для данного более раннего периода. Поправка должна применяться ретроспективно.
139B. Поправки "Финансовые инструменты с правом обратной продажи и обязательства, возникающие при ликвидации" (Поправки в
МСФО (
IAS
) 32и МСФО (IAS) 1), выпущенные в феврале 2008 г., изменили
пункт 138и внесли
пункты 8A,
80Aи
136A. Предприятие должно применять данные поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты. Досрочное применение допускается. Если предприятие применяет поправки для более раннего периода, оно должно раскрыть данный факт и применить поправки в
МСФО (
IAS
) 32,
МСФО (
IAS
) 39,
МСФО (IFRS) 7и Разъяснении
КРМФО (IFRIC) 2"Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты" одновременно.
139C. В
пункты 68и
71были внесены поправки публикацией "Улучшения в МСФО (IFRSs)", выпущенной в мае 2008 г. Предприятие должно применять данные поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты. Досрочное применение допускается. Если предприятие применяет поправки для более раннего периода, оно должно раскрыть данный факт.
139D.
Пункт 69был добавлен публикацией "Улучшения в МСФО (IFRSs)", выпущенной в апреле 2009 г. Предприятие должно применить данную поправку для годовых периодов, начинающихся 1 января 2010 г. или после этой даты. Досрочное применение допускается. Если предприятие применяет поправку для более раннего периода, оно должно раскрыть данный факт.
139E. [Удален]
139F. В
пункты 106и
107были внесены поправки публикацией "Улучшения в МСФО", выпущенной в мае 2010 г. Предприятие должно применять указанные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2011 г. или после этой даты. Досрочное применение разрешается.
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н.
(см. текст в предыдущей
редакции)
139H.
МСФО (IFRS) 10и
МСФО (IFRS) 12, выпущенные в мае 2011 года, внесли поправки в
пункты 4,
119,
123и
124. Предприятие должно применять данные поправки при применении
МСФО (IFRS) 10и
МСФО (IFRS) 12.
(п. 139H введен
МСФО (IFRS) 10,
МСФО (IFRS) 12, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
139I. МСФО (IFRS) 13, выпущенный в мае 2011 года, внес поправки в
пункты 128и
133. Предприятие должно применять данные поправки при применении МСФО (IFRS) 13.
(п. 139I введен
МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
139J. Документ "Представление статей прочего совокупного дохода"
(Поправки к МСФО (
IAS
)
1
), выпущенный в июне 2011 года, внес поправки в
пункты 7,
10,
82,
85-
87,
90,
91,
94,
100и
115, добавил
пункты 10A,
81A,
81Bи
82A, удалил
пункты 12,
81,
83и
84. Предприятие должно применять указанные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2012 г. или после этой даты. Досрочное применение разрешается. Если предприятие применяет данные поправки для более раннего периода, оно должно раскрыть данный факт.
(п. 139J введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
139K.
МСФО (IAS) 19"Вознаграждения работникам" (с учетом поправок, внесенных в июне 2011 года) внес поправки в определение "прочего совокупного дохода" в
пункте 7и
пункте 96. Предприятие должно применять данные поправки вместе с
МСФО (IAS) 19(с учетом поправок, внесенных в июне 2011 года).
(п. 139K введен
МСФО (IAS) 19, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)
Документ"Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009 - 2011 гг.", выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в
пункты 10,
38и
41, удалил
пункты 39-
40и добавил пункты
38A-
38Dи
40A-
40D. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с
МСФО (
IAS
) 8"Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.
(п. 139L введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
МСФО (IFRS) 9, выпущенный в измененной редакции в ноябре 2013 года, внес поправки в
пункты 7,
68,
71,
82,
93,
95,
96,
106и
123и удалил
пункты 139Eи
139G. Предприятие должно применить эти поправки одновременно с применением
МСФО (IFRS) 9в измененной редакции, выпущенной в ноябре 2013 года.
(п. 139M введен
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)
КонсультантПлюс: примечание.
Пункт
139N,
вступающийв силу для обязательного применения организациями с 1 января 2017 года, введен
МСФО (IFRS) 15, утв. Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н.
139P.
Документ"Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1)", выпущенный в декабре 2014 года, внес изменения в
пункты 10,
31,
54-
55,
82A,
85,
113-
114,
117,
119и
122, добавил
пункты 30A,
55Aи
85A-
85Bи удалил
пункты 115и
120. Предприятие должно применять данные изменения для годовых периодов, начинающихся 1 января 2016 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Предприятия не обязаны раскрывать информацию, требуемую в
пунктах 28-
30МСФО (IAS) 8, в отношении этих поправок.
(п. 139P введен
поправками, утв. Приказом Минфина России от 13.07.2015 N 109н)
Прекращение действия МСФО (IAS) 1 (в редакции 2003 г.)
140. Настоящий стандарт заменяет МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" в редакции 2003 г. с поправками 2005 г.