Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Муниципальные власти Великобритании: опыт перехода на МСФО

Муниципальные власти Великобритании: опыт перехода на МСФО

Автор публикации

После того как использование принципа справедливой стоимости стали называть одной из причин обвала финансовых рынков, переход на МСФО будет непростой задачей. В то время как государственная служба здравоохранения (NHS) и органы центрального государственного управления Великобритании завершают переход на Международные стандарты финансовой отчетности, для местных властей внедрение МСФО остается грандиозной задачей, справиться с которой планируют в 2010–2011 гг. Нам еще предстоит увидеть, смогут ли муниципальные власти, внедряющие международные стандарты одними из последних, избежать ошибок предшественников.

 

Внедрение МСФО встречают тепло, видя в них возможность потенциального улучшения финансовой отчетности муниципальных властей. Марк Лантли (Mark Luntley), директор по финансовым программам в Ассоциации местных управлений (Local Government Association, LGA), комментирует: «МСФО – хорошее решение, потому что финансовая отчетность должна быть простой для использования и понимания. Поэтому мы приветствуем МСФО настолько, насколько эти стандарты способны в этом помочь. МСФО упрощают процесс сравнения отчетности. Учитывая, что объем средств, выделяемых на общественные нужды, станет намного меньше, необходимо вести более осведомленные дискуссии об активах, находящихся в собственности [у государственного сектора], а также о том, каким образом нужно тратить эти денежные средства».

Местные власти прошли инструктаж по подготовке к внедрению МСФО на 2010–2011 гг. Однако, отмечает Лантли, переход на МСФО является лишь частью серии важных изменений в государственной финансовой отчетности органов местного самоуправления, которые произойдут в ближайшие годы. Например, вдвое уменьшился период, в течение которого местные власти должны опубликовать годовой финансовый отчет: теперь, чтобы подготовить финансовую отчетность, местным властям отводится три месяца с момента закрытия финансового года, а аудиторам предоставляется еще три месяца на проведение проверок, прежде чем отчетность будет опубликована. «Что очень хорошо», – подчеркивает Лантли. К тому же в Департаменте общин и местного самоуправления (Department for Communities and Local Government) ведутся обсуждения на предмет того, стоит ли местным властям публиковать более подробную информацию о вознаграждениях, выплаченных сотрудникам, занимающим руководящие должности.

Новые требования к местным властям по подготовке другой, улучшенной отчетности в более короткие сроки могут вполне предсказуемо привести к увеличению нагрузки на финансовых сотрудников органов местного самоуправления. Однако в LGA до сих пор не поступило ни одной жалобы от местных властей о каких-либо конкретных сложностях, испытываемых в связи с подготовкой к переходу на МСФО. По словам Лантли, все понимают, что вопрос готовности местных властей к внедрению МСФО остается «непростым». Он также добавляет, что в случае, если органы местного самоуправления небольших районов будут испытывать сложности, ожидается, что более крупные муниципалитеты – особенно советы графств – смогут оказать им помощь. Лантли также считает, что сложность внедрения МСФО свидетельствует о важности повышения профессионального развития (CPD), за которое ратует АССА.

 

Оценка степени готовности местных властей

Ревизионная комиссия отмечает, что еще слишком рано оценивать степень готовности к МСФО. «Руководство Ревизионной комиссии организовало исследование степени готовности местных властей к переходу на МСФО; мы надеемся, что сможем опубликовать первичный отчет в декабре/январе», – сообщила представитель Комиссии.

Джилиан Фосетт, глава Департамента государственного сектора (методология) АССА, считает, что для большинства местных властей переход на МСФО не составит проблемы. «Процесс внедрения уже начался, и на данной стадии особенных проблем не возникло, – комментирует она. – Местным властям было предоставлено много помощи и рекомендаций, в том числе методологических. <…>

Однако при любых серьезных изменениях, будь они финансовыми или какими-либо другими, очень важно, чтобы финансовое руководство проводило подготовку, иначе все пойдет не так. Если финансовое руководство хорошо подготовлено в соответствии с рекомендациями, если остальные сотрудники прошли полную подготовку, то внедрение пройдет без осложнений. И, тем не менее, до сих пор есть проблемы, которые предстоит решить, например связанные с договорами частной финансовой инициативы, – и нормотворческие органы работают над этим. В случаях когда работа органов местного самоуправления оценивается как отличная или хорошая, внедрение МСФО не будет представлять особенной проблемы. Тем же, в распоряжении которых меньше ресурсов, а следовательно, меньше возможностей, потребуется больше помощи».

 

Предвкушение перспектив

Некоторые представители органов местного самоуправления радуются перспективам, которые откроются после внедрения МСФО, в частности муниципальный Совет Вестминстера. Питер Хэйдэй (Peter Hayday), руководитель Департамента финансов и ресурсов Вестминстера, перешедший на государственную службу из компании Kier Group, говорит, что его опыт как в частном, так и в государственном секторе убеждает его в том, что в МСФО кроется большой потенциал. «Не думаю, что с внедрением МСФО у нас или у других местных властей прибавится работы, за исключением случаев, когда дела и так идут плохо», – добавляет он.

Хэйдэй считает, что для местных властей переход на МСФО пройдет легче, чем сейчас это происходит у госслужб, по той простой причине, что методы бухгалтерского учета и качество отчетности в аппаратах местного самоуправления изначально находятся на более высоком уровне, чем в центральном правительстве. Хотя, признает Хэйдэй, городским советам предстоит взять на себя и другие задачи. «Очевидно, что с учетом основных средств будет больше работы, – отмечает он. – Будь то плохо или хорошо, я ничего не имею против. В этих изменениях есть хорошее, есть и некоторые ненужные моменты».

В частности, по мнению Хэйдэя, неразумно в рамках перехода на МСФО заставлять городские советы, которые ранее имели право не начислять амортизацию на основные средства, отображать в своей отчетности амортизацию в течение многих лет, чтобы потом убрать ее из отчетности. «В этом просто нет смысла», – заявляет он. Хэйдэй также считает, что нет необходимости использовать подход частного сектора к отчетности местных государственных пенсионных фондов.

Чтобы подготовиться к переходу на МСФО, Совету Вестминстера пришлось вложить деньги в используемые системы, но в основном это коснулось покупки ИТ-систем, которые были необходимы независимо от перехода на новые стандарты. Благодаря внедрению МСФО сотрудникам удалось убедить членов совета в необходимости покупки программного обеспечения, которое в итоге было закуплено без задержек. Также серьезные затраты потребовались на оценку соответствия требованиям МСФО имущества совета, однако Хэйдэй отметил, что это также затраты, которые понадобились бы в любом случае, чтобы помочь совету эффективно работать с этим комплексом.

 

Упущенный шанс

Хэйдэй считает, что МСФО – это упущенный шанс в том смысле, что их внедрение не способствует решению основной проблемы финансовой отчетности органов местного самоуправления: отчетность недостаточно понятна обычным людям, СМИ и даже многим членам совета. «Мне бы хотелось, чтобы местный электорат пользовался этой отчетностью, потому что в ней содержится очень полезная информация», – комментирует он. Однако, предупреждает Хэйдэй, переход на МСФО не сделает отчетность местных властей более понятной. «Один только объем информации убивает всякое желание ее читать, – говорит он. – Действительно важная информация в этом объеме теряется». По этой причине Совет Вестминстера, а также и многие другие городские советы публикуют дополнительный документ, где резюмируются главные моменты отчетности с целью сделать акцент на то, что они считают наиболее важной информацией. «Печально, что приходится это делать, – отмечает Хэйдэй. – Это доказательство того, насколько неподъемной стала отчетность. Таково мое личное мнение, но его разделяют многие мои коллеги».

Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z 0-9 ! ? % @ # $ % ^ ~ & * | / ( ) [ ] { } < > _ - + : ; . , ` и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение. Служба поддержки обработает Ваше сообщение в рабочие часы — 10:00–19:00 (Мск). Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ