Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Передача активов клиентами – КИМФО 18

Передача активов клиентами – КИМФО 18

Автор публикации

Манько Снежана Владимировна

Манько Снежана Владимировна

к.э.н., АССА, главный редактор журнала «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты», управляющий директор в издательском доме «Методология».

В некоторых отраслях компании получают от своих клиентов активы (основные средства – property, plant and equipment), которые используются для подключения клиентов к сетям и обеспечения их доступом к таким товарам, как газ, электричество, вода, связь и др. С 1 июля 2009 г. начала действовать интерпретация КИМФО 18, регламентирующая вопросы учета таких операций.

 Сфера действия интерпретации

Интерпретация применяется компаниями, получающими от клиентов активы, которые будут использованы для подключения клиентов к сетям, или деньги на приобретение таких активов.

Действие интерпретации не распространяется на передачу активов в рамках правительственных субсидий (МСФО 20) или активов по договорам о концессии (КИМФО 12). 

Подход к учету

При получении объекта компания должна установить, соответствует ли полученный объект определению актива согласно Концепции МСФО (Framework)[1].

На практике в большинстве случаев компания получает право собственности на актив при его передаче клиентом. Однако если клиент продолжает контролировать актив, несмотря на переход права собственности, переданный объект не должен признаваться активом компании.

Компания, которая контролирует актив, может распоряжаться им по своему усмотрению. Например, может принять решение заменить его на другие активы, использовать его в производственном процессе, установить плату для других за пользование этим активом, использовать его для погашения обязательств и т. д.

Получая от клиентов активы, компания должна рассмотреть факты, свидетельствующие о передаче актива. Например, хотя компания и должна использовать актив для предоставления услуг клиенту, она может иметь возможность решать, как использовать и восстанавливать актив, когда он требует замещения. В таком случае компания может заключить, что она контролирует актив.

Если установлено, что полученный от клиента объект соответствует определению актива, то он должен быть признан в составе основных средств согласно МСФО 16.

Согласно параграфу 7 МСФО 16 в таких случаях первоначальной стоимостью основного средства является его справедливая стоимость.

С другой стороны, в параграфе 12 МСФО 18 сказано, что, «когда товары проданы или услуги оказаны в обмен на неоднородные товары/услуги, обмен признается как генерирующий выручку». В контексте интерпретации передача основных средств является неоднородным объектом по отношению к получаемым услугам, поэтому в момент получения актива должна быть признана выручка по оказанию услуг подключения к сети согласно МСФО 18.

Таким образом, по каждой предоставляемой услуге признание активов, полученных от клиентов, должно отражаться проводкой:

  • Дт «Основные средства»
  • Кт «Выручка от оказания услуг»

Получение денежных средств от клиентов

Компания может получать от клиентов не только активы, но и денежные средства, предназначенные для приобретения активов, необходимых для обеспечения доступа к товарам/услугам. Такие операции также попадают в сферу действия КИМФО 18.

Когда компания получает деньги, приобретенные объекты учитываются в составе основных средств компании – получателя денег, если выполняются критерии признания активов. 

Идентификация отдельно оказываемых услуг

Компания может согласиться оказать одну или несколько услуг в обмен на полученные основные средства, например подключение клиента к сети, обеспечение последующего доступа к товарам и услугам или и то и другое. Согласно МСФО 18 компания должна признавать выручку отдельно по каждому компоненту соглашения.

В интерпретации приведены условия, указывающие на то, что подключение клиента к сети – отдельный компонент:

– услуги по подключению оказаны клиенту и представляют для него отдельную ценность;

– справедливая стоимость такой услуги может быть надежно оценена. 

Если только одна услуга идентифицирована, выручка должна быть признана, когда услуга оказана.

Если выручка относится к нескольким услугам, справедливая стоимость полученного возмещения должна быть распределена на каждую услугу и критерии признания выручки должны рассматриваться по каждой услуге. 

Иллюстративные примеры

Подключение к электричеству

Компания-застройщик строит многоквартирное здание на территории, которая не подведена к электричеству. Для того чтобы получить доступ к электричеству, необходимо построить подстанцию, которая потом будет обслуживаться компанией – поставщиком электричества при подаче электричества в здание. Таким образом, поставщик электричества получит в свое ведение подстанцию. Владельцы квартир будут являться потребителями энергии, хотя сам актив (подстанция) им не принадлежит. Поставщик электричества обязан обеспечить бесперебойный доступ к электричеству для всех пользователей сети по одинаковой цене, независимо от того, передали они актив или нет. Поэтому пользователи, которые не передавали актив и передавали актив, будут платить одинаковую цену. Таким образом, при получении подстанции поставщик электричества оказывает услугу по подключению здания к сети, а в дальнейшем оказывает услуги по обеспечению электричеством. При этом контроль над подстанцией переходит к поставщику электричества.

Другой вариант – поставщик электричества может сам построить подстанцию и получить компенсацию за строительство в виде денег у строительной компании. Сумма полученных денег не обязательно будет равна полной стоимости подстанции. Это также означает, что подстанция остается активом поставщика услуг.

В этом примере КИМФО 18 должна применяться поставщиком электричества, который получает подстанцию от строительной компании. Подстанция должна быть признана в составе основных средств поставщика электричества в оценке по справедливой стоимости при первоначальном признании. Подключение дома к электричеству – услуга, которую оказывает поставщик электричества в обмен на подстанцию. Поэтому поставщик электричества должен признать выручку от операции обмена по справедливой стоимости подстанции (или по сумме денег, полученных от строительной компании) в момент, когда здания подключены к сети согласно параграфу 20 МСФО 18 «Выручка». 

Водопровод

Строительная компания строит дом в крупном городе. Как часть строительства застройщик строит водопровод. Так как водопровод находится на территории дома, владельцы дома смогут ограничить доступ к нему. Собственники также будут отвечать за сохранность и поддержание рабочего состояния водопровода. Таким образом, для компании-застройщика водопровод не будет являться активом, поскольку не выполняется критерий контроля.

Ситуация будет выглядеть иначе, если застройщик проектирует несколько домов, организует водопровод на общей территории и при этом предает его в собственность компании, которая будет его обслуживать. В данном случае компания – поставщик услуг получает контроль над водопроводом и должна признать у себя актив – выручку от оказания услуг по подключению.



[1] Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение экономических выгод в будущем.

Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z, 0-9, ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - + и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение. Служба поддержки обработает Ваше сообщение в рабочие часы — 10:00–19:00 (Мск). Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ