Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Международные новости (май 2013)

Международные новости (май 2013)

Автор публикации

Совет по МСФО призвал компании к изменению поведения в отношении раскрытия финансовой информации  

Совет по МСФО опубликовал «Заявление об обратной связи с Форума по раскрытию информации», которое сводит воедино все обсуждения и выводы, выработанные участниками организованного Советом по МСФО Форума по раскрытию финансовой информации (Disclosure Forum). В этом же документе Совет по МСФО четко выразил свое стремление служить в качестве катализатора для коллективных действий составителей, регуляторов, в целом бухгалтерской профессии, а также самого Совета по МСФО по разрешению существующих озабоченностей по поводу качества и количества раскрытий в финансовой отчетности компаний в разных странах мира.

Общественный форум по раскрытию информации состоялся в январе 2013 г. под эгидой Совета по МСФО с целью содействия диалогу между составителями и пользователями финансовой отчетности по МСФО, аудиторами, регуляторами о том, как повысить ценность и ясность раскрытия финансовой информации в отчетности компаний. В ходе форума представители различных групп заинтересованных сторон обсуждали те негативные факторы, которые внесли свой вклад в увеличение объемов финансовых раскрытий информации, но при этом воспринимаются многими как приведшие к снижению качества и полезности этих раскрытий. Дискуссии среди участников в итоге привели к широкому консенсусу о том, что необходимы коллективные действия, для того чтобы добиться реальных усовершенствований в раскрытиях к финансовой отчетности.

Заявление об обратной связи (The Feedback Statement) обобщает все эти обсуждения, а также рекомендует план действий и мероприятий, возникших в результате дискуссий делегатов форума. В отношении своих собственных обязательств перед общественностью Совет по МСФО намерен принять следующие меры по трем основным направлениям:

1. Поправки к стандарту МСФО (IAS) 1. Совет по МСФО обязуется внести специализированные поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» для устранения требований и факторов, которые воспринимаются составителями отчетности как препятствия для осуществления процесса выработки и применения своих профессиональных суждений при представлении ими своей финансовой отчетности.
2. Существенность. Совет по МСФО будет заниматься вопросами разработки учебных материалов по проблеме определения существенности при участии специальной консультативной группы.
3. Отдельный проект по раскрытию финансовой информации. Совет по МСФО рассмотрит в рамках своей программы исследований учетных вопросов различные широкие проблемы, связанные с эффективностью раскрытия.

 

Ганс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, сказал в связи с этим следующее:

«Многие предприятия написали нам полезные рекомендации относительно предлагаемых способов решения проблем с раскрытием финансовой информации. Несомненно, верным является тот факт, что мы и другие участники процесса формирования финансовой отчетности можем улучшить наши требования к раскрытию, чтобы устранить некоторые искусственные препятствия и трудности.

Тем не менее хочу особо отметить, что если мы хотим добиться существенных улучшений в области раскрытия, то это потребует изменений в поведении компаний, с тем чтобы обеспечить такое их отношение к собственной финансовой отчетности, когда она воспринимается ими как средство коммуникации, а не как повинность по соблюдению требований законодательства в области учета и отчетности.

Это означает, что тогда мы сможем устранить коренные причины, вызывающие ошибки или искажение отчетности составителями в сторону юридической осторожности и сбрасывание больших, но не релевантных объемов информации в примечания по раскрытию финансовой информации в отчетности. Опубликованное нами «Заявление об обратной связи» подчеркивает наше (т. е. Совета по МСФО) стремление служить катализатором и лидером этих изменений».

 

EFRAG провела «полевые испытания» предложений, содержащихся в МСФО 9  

Европейская группа по финансовой отчетности (European Financial Reporting Group — EFRAG) выпустила доклад, содержащий результаты «полевых испытаний», проведенных EFRAG и рядом государственных органов, отвечающих за формирование национальных стандартов финансовой отчетности (АНК, ASCG, FRC и OIC), на предмет того, как новые требования, содержащиеся в стандарте МСФО 9 после внесения в него изменений в результате предварительного проекта (ED) «Классификация и оценка: ограниченные поправки к МСФО 9» (Classification and Measurement: Limited Amendments to IFRS 9), повлияют на текущие подходы к классификации и оценке финансовых активов.

Основное внимание в ходе исследования было уделено следующим моментам:

1. Выявить ситуации, когда применение новых требований к классификации и оценке в МСФО 9 приведет к изменениям в текущей оценке финансовых активов в соответствии с МСФО 39.
2. Собрать факты и объективные данные от участников, а не просто их гипотетические взгляды и мнения о проблеме.

 

В целом результаты исследований показали, что:

• большее количество финансовых активов будет измеряться по справедливой стоимости через прибыли/убытки с МСФО 9, потому что такие активы не удовлетворяют критериям контрактных денежных потоков;
• бифуркация (разделение на две составные части) финансовых активов в настоящее время используется на практике только в ограниченной степени.

 

Кроме того, существует риск того, что инвестиционные стратегии компаний или уровень, на котором компании проводят тестирование бизнес-моделей по управлению финансовыми активами, могут измениться при внедрении МСФО 9 для достижения компаниями конкретного вида измерения активов в финансовой отчетности.

Результаты исследований будут использованы в качестве вводных данных в ходе процесса одобрения стандартов МСФО Европейской комиссией на территории Европейского союза.

 

ССФУ США выпустил поправки, касающиеся инвестиционных компаний  

Совет по стандартам финансового учета США (ССФУ США, Financial Accounting Standards Board — FASB) выпустил обновленный стандарт бухгалтерского учета АСУ-2013-08 «Финансовые услуги — инвестиционные компании (Тема 946): поправки к сфере применения, измерению и требованиям к раскрытию информации» (Accounting Standards Update (ASU) No. 2013-08, ‘Financial Services — Investment Companies (Topic 946): Amendments to the Scope, Measurement, and Disclosure Requirements).

Обновленный стандарт уточняет характеристики, которые публичные и частные компании должны использовать для определения того, являются ли они «инвестиционной компанией» для целей учета, а также устанавливает новые требования к измерению и раскрытию информации инвестиционной компанией.

Основными положениями, предусмотренными в новом стандарте, являются следующие:

1. Изменение подхода к оценке статуса «инвестиционной компании» в Теме 946, уточнение характеристик по удовлетворению определения инвестиционной компании и в целом предоставление исчерпывающего руководства для оценки того, является ли рассматриваемое предприятие инвестиционной компанией.
2. Требование в адрес инвестиционной компании измерять свою неконтролирующую долю участия в других инвестиционных компаниях по ее справедливой стоимости, а не при помощи метода долевого участия.
3. Требование новых следующих дополнительных раскрытий:

а) факта того, что предприятие является «инвестиционной компанией» и применяет руководство, предписанное Темой 946;
б) информации об изменениях, если таковые имеются, в статусе предприятия в качестве инвестиционной компании;
в) информации о финансовой поддержке, предоставленной или обязанной быть предоставленной по контракту со стороны инвестиционной компании в сторону любого из ее объектов инвестиций.

 

С точки зрения конвергенции с МСФО данный обновленный стандарт ГААП США похож на недавно выпущенную Советом по МСФО поправку к стандартам МСФО 10, МСФО 12 и МСФО 27 (Investment Entities (Amendments to IFRS 10, IFRS 12 and IAS 27)), однако остаются различия в деталях в области определенных характеристик, сферы применения и непосредственно учета и отчетности.

ССФУ США отметил, что указания по МСФО требуют, чтобы контролируемый объект инвестиций фактически присутствовал на дату составления отчетности, для того чтобы компания имела право называться инвестиционной и могла применять исключение из правил консолидации. В отличие от этого в ГААП США уже давно присутствует детальное и всеобъемлющее руководство по учету и отчетности для инвестиционных компаний.

Обновленный стандарт ГААП США начнет действовать для финансовой отчетности инвестиционных компаний в отношении отчетных периодов, начинающихся после 15 декабря 2013 г.

 

Европа рассматривает возможность разработки единых европейских стандартов учета в государственном секторе  

В Брюсселе прошла конференция с участием высокопоставленных заинтересованных сторон и лиц, принимающих решения в области учета в государственном секторе экономики, аудита и статистики. Целью конференции было обсуждение будущего развития гармонизированных стандартов государственного (бюджетного) учета в странах Европейского союза. Участники обсудили возможность разработки и внедрения Европейских стандартов учета в государственном секторе (European Public Sector Accounting Standards — EPSAS) в качестве средства, которое позволило бы применять современные экономические модели управления в контексте текущей экономической ситуации в Европе на основе прозрачных и сопоставимых учетных данных с использованием метода начисления.

Конференция проводилась после подведения итогов, отраженных в отчете по оценке пригодности Международных стандартов учета в государственном секторе (International Public Sector Accounting Standards — IPSAS) для государств — членов ЕС. Данный отчет был опубликован в марте 2013 г. и использовал информацию из отзывов, полученных в ходе консультаций с представителями европейской общественности относительно пригодности IPSAS для применения в ЕС.

В целом в отчете были сделаны два вывода:

1. IPSAS не могут быть легко реализованы в государствах — членах ЕС в их нынешнем виде в настоящее время.
2. Стандарты IPSAS представляют собой подходящую основу для будущего развития EPSAS.

 

Обсуждения, выводы и предложения докладов на Брюссельской конференции были структурированы в четыре различные сессии:

Сессия 1 «Политический контекст — кризис суверенного долга, проблемы экономического управления, прозрачности и доверия к налогово-бюджетным данным». В ходе сессии участники обсудили текущие экономические и политические условия, а также совместные усилия, которые необходимы, чтобы двигаться вперед и восстановить прозрачность и доверие к финансовым данным Европейского союза в целом и каждого отдельного государства — члена ЕС в частности.

Сессия 2 «Прозрачность бюджета и бухгалтерского учета». Участники со стороны технического и академического профессиональных сообществ подчеркнули необходимость иметь сильную и надежную систему бухгалтерского учета на основе метода начисления, которая позволила бы обеспечить улучшение международного признания и легитимности бюджетной отчетности.

Сессия 3 «Пригодность IPSAS и национальный опыт реформ в странах ЕС». В ходе данной сессии эксперты обменялись мнениями по практическому опыту, успехам и проблемам с внедрением учета по методу начислений в государственном секторе.

Сессия 4 «Стандарты бухгалтерского учета, управление и путь вперед». В ходе сессии был проведен круглый стол на тему передовой практики и предложений по стандартам бухгалтерского учета, будущей структуре гармонизированных европейских стандартов учета в государственном секторе и последующих шагов, которые должны быть предприняты, в том числе развитие Дорожной карты.

 

Делегаты конференции согласились с предложением Статистического бюро Европейского союза (Евростат) о том, что европейские стандарты учета в государственном секторе должны разрабатываться независимо от Совета по IPSAS, но сами IPSAS должны использоваться в качестве отправной точки.

 

Представители КЦББ США подчеркивают важность поддержки международных стандартов  

В своих выступлениях на 32-й ежегодной совместной конференции Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission — SEC) и Института финансовой отчетности (Financial Reporting Institute) в Пасадене (Калифорния) Пол А. Бесвик (Paul A. Beswick), главный бухгалтер КЦББ США, и Элис Уолтер (Elisse B. Walter), попечитель КЦББ, говорили о том, почему Соединенные Штаты должны поддерживать Совет по МСФО, и в целом высказались в поддержку высококачественных Международных стандартов финансовой отчетности.

Основными лейтмотивами доклада Пола Бесвика были следующие:

• Почему США нужен сильный Совет по МСФО и что мы делаем по этому поводу.
• Определение понятия «успешное внедрение стандартов бухгалтерского учета и отчетности».

 

В своем выступлении Бесвик утверждал, что у США на самом деле есть «личная заинтересованность» в успехе деятельности Совета по МСФО хотя бы просто потому, что американские инвесторы активно вкладывают капиталы в компании, которые составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Подчеркивая доверие, которое КЦББ США имеет в отношении Совета по МСФО, Бесвик отметил, что Комиссия принимает стандарты МСФО, выпущенные Советом по МСФО (для применения иностранными для США частными эмитентами) без какого-либо механизма одобрения или «теста на пригодность» этих стандартов, в то время как в большинстве других крупных юрисдикций есть своего рода механизм «национального одобрения» МСФО. Согласно Бесвику «этот факт отражает то значительное доверие к Совету по МСФО как к институту, так и к его руководителям в области разработки высококачественных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

Тем не менее есть ряд мероприятий, которые КЦББ США проводит дополнительно, чтобы защитить инвесторов, вкладывающих средства в предприятия, финансовая отчетность которых на рынках США составляется по стандартам МСФО. Эти мероприятия, по утверждению Бесвика, также приносят пользу мировому финансовому сообществу в области отчетности в целом. К таким действиям, в частности, относятся:

• прилагаемые усилия, которые помогают обеспечивать высокое качество стандартов МСФО (например, через участие США в работе Наблюдательного совета МСФО);
• контроль за соблюдением Советом по МСФО всех процедур и правил стандартного процесса формирования и одобрения стандартов;
• непосредственное участие во всех проектах Совета по МСФО и предложения обратной связи, комментариев и замечаний в случае необходимости;
• участие в деятельности рабочих групп Совета по МСФО;
• помощь в обеспечении последовательного применения стандартов МСФО.

 

Бесвик также указал на тот факт, что США (через ССФУ США) являются членом нового органа, помогающего Совету по МСФО, — Консультативного форума по стандартам бухгалтерского учета (Accounting Standards Advisory Forum — ASAF).

Обращаясь к теме конвергенции и совместных проектов Советов по СФУ США и МСФО, Бесвик подчеркнул, что успешное внедрение стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности также является первостепенной частью конвергенции:

«Я думаю, что успешное практическое внедрение, когда стандарты трактуются и применяются последовательно всеми компаниями и их аудиторами, работает в пользу инвесторов. В той степени, в которой отчетность опирается на суждения составителей, применение стандартов должно приводить к ясному, полному и четкому описанию таких суждений и их понятному раскрытию для инвесторов, чтобы последние могли учесть факт применения подобных суждений в процессе своего анализа рассматриваемой отчетности».

 

Попечитель КЦББ США Элис Уолтер заявила, что ожидаемое завершение текущих проектов по конвергенции, конечно, не означает конец истории сотрудничества США и Совета по МСФО: «Я по-прежнему с нетерпением жду дня, когда будет иметься только один набор глобальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Уолтер также отметила, что неясности с успешным и последовательным внедрением МСФО являются первым препятствием, которое необходимо удалить на пути МСФО в США, и она видит четыре фактора, которые будут поддерживать успешную реализацию такой стратегии:

1. Обучение всех участников процесса перехода на МСФО на всех уровнях.
2. Выделение достаточных ресурсов, которые компании должны потратить на обновление их систем финансовой отчетности по пути перехода на МСФО.
3. Идентификация и разрешение спорных вопросов и толкований (например, с помощью специальной группы по внедрению МСФО).
4. Уделение особого внимания развитию понимания МСФО инвесторами.

 

Последняя версия плана работы СМСФО сдвигает временные рамки для ряда проектов  

Совет по МСФО обновил свой план работы после недавнего заседания его членов и выпуска ряда документов, регулирующих подходы к формированию финансовой отчетности. Временные рамки ожидаемых промежуточных этапов были отложены или уточнены в отношении таких вопросов, как учет общей практики хеджирования, проект ежегодных усовершенствований МСФО и ряд других узкоспециализированных проектов. Что касается договоров аренды, то в связи с выходом повторных предложений по их учету новый план работы предусматривает ожидаемое начало повторной фазы их обсуждений в четвертом квартале 2013 г.

 

Сводная информация об изменениях в плане работы СМСФО

Обновление временных рамок в отношении крупных проектов:

• Финансовые инструменты — учет общего хеджирования (general hedge accounting). Завершенный раздел, который будет добавлен к стандарту МСФО 9, в настоящее время ожидается в третьем квартале 2013 г. (ранее планировался второй или третий квартал 2013 г.).
• Договоры аренды. Ожидаемое начало повторных обсуждений деталей будущего стандарта назначено на четвертый квартал 2013 г.

 

Обновление временных рамок в отношении узкоспециализированных проектов

• Ежегодные усовершенствования МСФО цикла 2010—2012 гг. Намеченная дата окончательного принятия изменений, связанных с этим циклом, в новом графике была перемещена на четвертый квартал 2013 г. (ранее планировался третий квартал 2013 г.). Это означает, что теперь все будущие годовые циклы проектов по усовершенствованию МСФО будут иметь своим плановым периодом выпуска четвертый квартал соответствующего года.
• МСФО (IAS) 1 — раскрытия относительно непрерывности деятельности предприятия. Предварительный проект в настоящее время ожидается в четвертом квартале 2013 г. (ранее планировался третий или четвертый квартал 2013 г.).
• МСФО 13 — вопросы учетной единицы. Намеченная дата публикации проекта руководства — третий квартал 2013 г. (ранее планировался второй квартал 2013 г.).

 

Проекты стандартов, по которым ожидается выпуск различных материалов по ходу процесса их формирования до конца второго квартала 2013 г., включают в себя:

• предварительный проект по договорам страхования;
• документ для обсуждения по концептуальным рамкам формирования финансовой отчетности;
• отчет о постимплементационном обзоре практического применения стандарта МСФО 8;
• доработанные поправки в отношении новации производных финансовых инструментов.

 

Кроме того, предварительный проект предложенных поправок к МСФО 41 «Сельское хозяйство» ожидается к выпуску во втором или третьем квартале 2013 г.

Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z, 0-9, ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - + и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение и мы ответим Вам в ближайшее время. Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ