Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Международные новости (август 2013)

Международные новости (август 2013)

Автор публикации

Опубликован доклад Объединенного комитета европейских надзорных органов

Объединенный комитет европейских надзорных органов (The Joint Committee of the European Supervisory Authorities — ассоциация европейских регуляторов финансовых рынков) опубликовал свой доклад за второе полугодие 2013 г., озаглавленный «Отчет о рисках и проблемах уязвимости финансовой системы Европейского союза».

Отсутствие уверенности со стороны пользователей в правильности представления и трактовки в финансовой отчетности фактически произошедших подлежащих экономических событий (в том числе как финансового положения, так и финансовых результатов деятельности компаний) подпитывается широко распространенным среди общественности мнением, что существующая система учета и отчетности часто позволяет неправильно передавать суть хозяйственных операций и событий и что различные недостатки и возможности неоднозначных трактовок правил учета приводят к уязвимости всей финансовой системы Европы в целом. Среди основных, наиболее актуальных тем, указанных как особые факторы риска, приводящие к отсутствию прозрачности в финансовой отчетности европейских компаний, указаны:

•  оценка сложных финансовых инструментов в целом и на неликвидных рынках в частности;
•  своевременное и достаточное признание убытков от обесценения финансовых активов, оцениваемых по исторической амортизированной стоимости;
•  оценка и адекватное признание убытков от обесценения гудвилла и отложенных налоговых активов в свете перспективы прибыльности компаний;
•  общая прозрачность финансовой информации, представляемой компаниями на рынок внешним пользователям.

 Что касается оценки сложных финансовых инструментов, определенные надежды пользователи возлагают на новый стандарт МСФО 13 «Измерение справедливой стоимости».  Тем не менее в докладе Объединенного комитета европейских надзорных органов подчеркивается, что «безусловное и полное применение новых требований абсолютно необходимо для того, чтобы точно представлять справедливую стоимость сложных финансовых продуктов в финансовой отчетности».

Объединенный комитет также считает, что новая предложенная Советом по МСФО модель по признанию убытков от ожидаемых потерь в отношении обесценения финансовых активов будет способствовать восстановлению доверия пользователей финансовой отчетности, так как проблема «слишком мало и слишком поздно» в отношении признания убытков от обесценения финансовых активов будет устранена с уходом от модели понесенных убытков.

Наконец, члены Объединенного комитета убеждены, что повышение уровня прозрачности, ведущее к большей уверенности пользователей в финансовой отчетности, может быть достигнуто за сравнительно короткий промежуток времени.

 

«Новые стандарты финансового учета и отчетности, в частности обсуждаемые в настоящее время и касающиеся вопросов классификации и оценки финансовых активов, обесценения и учета хеджирования, должны способствовать повышению уровня прозрачности финансовой отчетности за счет сокращения числа классификационных категорий, уменьшения сложности текущих моделей обесценения и согласования правил формирования финансовой отчетности с реальной практикой управления рисками и экономическим хеджированием».

 

«Большая двадцатка» продолжает призывать к конвергенции

«Большая двадцатка» (G20) выпустила очередную декларацию лидеров своих стран (G20 Leaders’ Declaration) и сопровождающие ее документы, которые были сформированы по результатам работы саммита лидеров, прошедшего в Санкт­Петербурге 5 и 6 сентября 2013 г.

В целом декларация посвящена теме глобального сотрудничества, координации и уверенности и направлена на достижение более ускоренного и устойчивого роста в целях окончательного преодоления мирового финансового кризиса. Кроме того, в декларации лидеров в очередной раз обсуждается необходимость конвергенции стандартов финансового учета и отчетности.

В преддверии саммита в Санкт­Петербурге Совет по финансовой стабильности (the Financial Stability Board — FSB) опубликовал доклад, в котором обобщены результаты, полученные за последние пять лет фундаментальной реформы мировой финансовой системы, которая была запущена «Большой двадцаткой» в 2008 г. в ответ на мировой финансовый кризис.

Эти результаты особо отмечены в докладе и затем были включены в преамбулу к декларации лидеров. Они содержат, в частности, следующие заявления:

 

«За пять лет, прошедшие после того, как мы впервые встретились в таком составе, скоординированные действия стран «Большой двадцатки» стали важнейшим условием ликвидации последствий финансового кризиса и направления мировой экономики на путь восстановления. Но наша работа еще не завершена, и мы согласились, что все еще критичным остается сосредоточение наших совместных усилий по окончательному выводу мировой экономики из самого затяжного кризиса в современной истории».

 

С точки зрения стандартов финансового учета и отчетности декларация лидеров повторяет призыв к конвергенции — примерно так же, как и раньше, но в этот раз включает в себя более сильный и явный призыв к полной конвергенции по проектам, которые будут завершены до конца 2013 г. Кроме того, впервые в совместном заявлении лидеров появляется и конкретный призыв к банкам по необходимости улучшить раскрытие своих рисков в соответствии с рекомендациями Целевой группы расширенного раскрытия информации (Enhanced Disclosure Task Force — EDTF), изначально разработанными в октябре 2012 г. и пересмотренными в августе 2013 г. Декларация лидеров мировой экономики провозглашает следующее:

 

«Мы подчеркиваем важность продолжения работы по конвергенции стандартов финансового учета и отчетности в целях повышения устойчивости мировой финансовой системы. Мы призываем Совет по Международным стандартам финансовой отчетности и Совет по стандартам финансового учета США завершить к концу 2013 г. их совместную работу по остающимся ключевым проектам для достижения цели формирования единого набора высококачественных стандартов финансового учета и отчетности. Мы поддерживаем дальнейшие усилия государственного и частного сектора с целью улучшения раскрытия информации финансовыми учреждениями о рисках, с которыми они сталкиваются, включая рекомендации, выработанные в ходе текущей работы Целевой группы расширенного раскрытия информации».

 

Декларация затрагивает и другие важные темы мировой экономики и финансов, связанные с проблемой прозрачности в финансовой отчетности, такие как:

•  высокий уровень государственного долга и проблемы его устойчивости в некоторых странах, тем самым повторив ранее высказанные заявления министров финансов стран «Большой двадцатки» и управляющих центральных банков, которые включали обсуждение необходимости проведения реформы отчетности государственного сектора в соответствии с более широким видением «Большой двадцаткой» вопросов открытого и прозрачного правительства;
•  концентрация внимания мировых лидеров на концепции «развитие для всех» (development for all), которая связана со стратегией развития Организации Объединенных Наций на период после 2015 г. и нацелена на продвижение глобальных инициатив по целому спектру экономических, социальных и экологических проблем, включая поддержку инициатив, направленных на повышение прозрачности в добывающих отраслях мировой экономики (Extractives Industries Transparency Initiative).

 

В США предложены новые правила по структурированию сделок и удержанию кредитного риска

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и пять других американских федеральных ведомств (Управление контролера денежного обращения Казначейства, Совет управляющих Федеральной резервной системы, Федеральная корпорация по страхованию банковских депозитов, Федеральное агентство по финансированию жилищного строительства и Департамент жилищного строительства и городского развития) совместно выпустили Предлагаемые правила № 34­70277 «Сохранение кредитного риска» (SEC Proposed Rule Release No. 34­70277 “Credit Risk Retention”), которыми должны будут руководствоваться эмитенты и спонсоры (так называемые секьюритизаторы — securitizers) ценных бумаг, обеспеченных активами (ЦБОА — asset-backed securities — ABSs).

В соответствии с предлагаемыми правилами (которые являются пересмотренной версией первоначальных предложений в отношении сделок по секьюритизации, выпущенных в 2011 г.), при условии выполнения определенных условий, секьюритизаторы должны будут сохранять часть кредитных рисков, связанных с активами, являющимися обеспечением ЦБОА. Предлагаемые требования по удержанию риска оригинаторами сделок будут применяться ко всем секьюритизаторам, предлагающим ЦБОА, т. е. независимо от того, зарегистрированы ли выпускаемые ценные бумаги в Комиссии по ценным бумагам и биржам в соответствии с «Законом о ценных бумагах от 1933 года» (Securities Act of 1933) или нет.

Одной из целей новых предложенных правил является необходимость устранения критической слабости на рынке секьюритизации, которая была одним из факторов, приведших к финансовому кризису 2008 г., а именно проблема того, что определенные кредитные риски должны быть сохранены у оригинаторов сделок по секьюритизации, чтобы убедиться в том, что они имеют внутреннюю мотивацию для постоянного последующего мониторинга качества выпущенных ценных бумаг.

В соответствии с предлагаемыми правилами от секьюритизаторов будет требоваться следующее:

•  Они будут обязаны сохранить не менее 5 % от кредитного риска активов, лежащих в основе выпущенных ими ЦБОА.
•  Им будет запрещено хеджирование или дальнейшая передача кредитного риска, указанного выше, в размере, который они обязаны будут принять на себя.

 

Для сделок по секьюритизации, обеспеченных ипотечными кредитами, требования по удержанию риска секьюритизаторами вступят в силу через один год после даты их опубликования в Федеральном регистре законодательных актов США. Для любых других сделок по секьюритизации правила начнут действовать через два года после этой даты. Комментарии и замечания по предложенным правилам удержания кредитных рисков в сделках по секьюритизации должны быть представлены в Комиссию по ценным бумагам и биржам США не позднее 30 октября 2013 г.

Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z, 0-9, ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - + и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение. Служба поддержки обработает Ваше сообщение в рабочие часы — 10:00–19:00 (Мск). Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ