Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Международные новости

Международные новости

Автор публикации

IFRS Taxonomy formula linkbase 2022 теперь доступна для скачивания

IFRS Taxonomy formula linkbase 2022 теперь доступна для загрузки. Она может быть использована с программными инструментами, поддерживающими спецификацию формул XBRL 1.0.

IFRS Taxonomy formula linkbase 2022 может помочь в проверке и, таким образом, в повышении надежности значений, представленных с использованием IFRS Accounting Taxonomy и технического формата XBRL. Например, база ссылок может быть использована для того, чтобы помочь составителям избежать представления отрицательных значений элементов Таксономии учета МСФО там, где ожидаются положительные значения.

IFRS Taxonomy formula linkbase 2022 является обновлением версии 2021 года и сопровождает IFRS Accounting Taxonomy 2022. Она отражает изменения содержания в IFRS Accounting Taxonomy 2022 и включает обновленную техническую структуру для следующих категорий валидации:
  • валидации агрегирования осей — удалены из-за сомнительной полезности указанных случаев использования; кроме того, статические расширенные роли ссылок (ELR), указывающие на ELR Таксономии учета МСФО, трудно использовать повторно;
  • предупреждения о процентах — изменения в связи с внедрением пространства имен 'http://www.xbrl.org/dtr/type/2020-01-21' в IFRS Accounting Taxonomy 2022 в результате обновления технологии IFRS Accounting Taxonomy Update 2021;
  • технические валидации — удалены как для полных стандартов МСФО, так и для стандарта МСФО для МСП;
  • все категории — изменения в названии идентификатора валидации в соответствии с новой схемой наименования. Незначительное обновление макета элементов XBRL в связи с изменением производственного процесса для файлов IFRS Accounting Taxonomy formula 2022.

Посетите страницу IFRS Accounting Taxonomy для получения файлов формул IFRS Taxonomy в формате XBRL и руководства для базы ссылок формул, а также других общих ресурсов по IFRS Accounting Taxonomy.

Подкаст Совета по МСФО за ноябрь 2022 года доступен сейчас

В этом выпуске подкаста IASB председатель IASB Андреас Барков и исполнительный технический директор Нили Шах рассказывают о заседании IASB в ноябре 2022 года.

Послушать подкаст можно по ссылке: ifrs.org/content/dam/ifrs/podcasts/2022/iasb-november-2022-podcast.mp3.

Основные моменты заседания:
  • решение Совета по МСФО сохранить подход к учету гудвилла, основанный только на обес­ценении;
  • основные выводы из обсуждения ускоренного проекта по внесению узкоспециализированных поправок в стандарт бухгалтерского учета по налогу на прибыль в ответ на типовые правила ОЭСР по второму компоненту;
  • новости о направлении проекта «Механизмы финансирования поставщиков»;
  • решение по этапу обзора после внедрения МСФО (IFRS) 9 «Классификация и оценка»;
  • обновления по проектам «Объединение бизнеса под общим контролем», «Дочерние компании без публичной подотчетности: раскрытие информации», «Динамическое управление рисками», «Деятельность, регулируемая тарифами» и «Первичная финансовая отчетность».

Полный отчет о заседании Совета по МСФО, состоявшегося в ноябре 2022 года, можно найти в обновлении Совета по МСФО.

Вы можете найти все наши подкасты на нашей странице подкастов: ifrs.org/content/ifrs/home/news-and-events/podcasts.html. Они также доступны на Spotify, iTunes и на нашем канале YouTube: youtube.com/user/IFRSFoundation.

Открыт 8-й раунд конкурса исследовательских грантов IAAER — KPMG по программе «Исследования и предложения процессов разработки стандартов СМСФО»

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) объявил о том, что Международная ассоциация бухгалтерского образования и исследований (IAAER) и компания KPMG объявили конкурс заявок на участие в восьмом раунде исследовательской программы «Исследования и предложения процессов разработки стандартов СМСФО».

Запрашиваются исследования, касающиеся будущих проектов Совета по МСФО по нематериальным активам и отчету о движении денежных средств. Эти проекты были добавлены в план будущей работы Совета по МСФО в результате третьей консультации по повестке дня, которая определила основные приоритеты Совета по МСФО на следующие пять лет. Также приветствуются предложения, касающиеся любого проекта, включенного в план работы Совета по МСФО или в программу исследовательских проектов.

Исследовательская программа IAAER — KPMG продвигает и поддерживает исследования, направленные на развитие теории и доказательств для обоснования процесса принятия решений Советом по МСФО по любому текущему пункту повестки дня.

Крайний срок подачи предложений — 28 февраля 2023 года; более подробно о подаче предложений читайте здесь: ifrs.org/content/dam/ifrs/resources-for/academics/round-8-call-for-proposals-iaaer-kpmg-iasb.pdf.

Седьмой раунд предоставления грантов завершен. На основании представленных ими документов ученые из Швеции и США получили гранты на следующие проекты, включенные в план работы Совета по МСФО:

Добывающая деятельность (ifrs.org/content/ifrs/home/projects/work-plan/extractive-activities.html)
Документ:
  • «Последствия сопоставимости финансовой отчетности в добывающих отраслях до и после принятия МСФО». Исследователи: Никлас Хеллман (Стокгольмская школа экономики), Мария Иванова (Стокгольмская школа экономики) и Зепинг Пан (Стокгольмская школа экономики).

Первичная финансовая отчетность (ifrs.org/content/ifrs/home/projects/work-plan/primary-financial-statements.html)
Доклады:
  • «Представление отчета о прибылях и убытках». Исследователи: Элейн Генри (Технологический институт Стивенса) и Стив Янг (Технологический институт Стивенса).
  • «Показатели, не относящиеся к GAAP, выходят из-под контроля? Данные о распространении корректировок, не предусмотренных GAAP, и прозрачности соответствующих раскрытий». Исследователи: Дениз Джонс (Колледж Уильяма и Мэри) и Кимберли Смит (Колледж Уильяма и Мэри).

Динамическое управление рисками (ifrs.org/content/ifrs/home/projects/work-plan/dynamic-risk-management.html)
Доклад:
  • «Раскрытие информации об управлении рисками: влияние намерений руководства и прозрачности на суждения инвесторов». Исследователи: Рошан Синха (Школа бизнеса Келли, Университет Индианы) и Дональд Янг (Школа бизнеса Келли, Университет Индианы).

Вебкаст «Обзор консультации по бухгалтерскому стандарту МСФО для МСП»

Эта веб-трансляция предлагает обзор проекта третьей редакции стандарта МСФО для МСП по бухгалтерскому учету, подготовленного Советом по международным стандартам финансовой отчетности: ifrs.org/content/dam/ifrs/project/2019-comprehensive-review-of-the-ifrs-for-smes-standard/exposure-draft-2022/ed-2022–1-iasb-ifrs-smes.pdf.

В веб-трансляции:
  • приводится краткая справочная информация о стандарте МСФО для МСП по бухгалтерскому учету;
  • описывается подход, использованный в этом втором всестороннем обзоре;
  • резюмируются основные предложения, содержащиеся в проекте экспозиции.

Крайний срок представления комментариев по проекту экспозиции — 7 марта 2023 года.

Смотрите вебкаст по ссылке: ifrs.org/projects/work-plan/2019-comprehensive-review-of-the-ifrs-for-smes-standard/webcast-overview-of-ifrs-for-smes-accounting-standard-consultation/.

Обновление IFRIC за ноябрь 2022 года

IFRIC Update — это краткое изложение решений, принятых Комитетом по интерпретациям МСФО (далее — Комитет) на открытых заседаниях. Предыдущие обновления можно найти в архиве IFRIC Update.

Комитет провел заседание 29 ноября 2022 года и обсудил следующее.

Предварительные решения Комитета по повестке дня
Комитет обсудил следующие вопросы и принял предварительное решение не добавлять проекты по установлению стандартов в план работы. Комитет пересмотрит эти предварительные решения, включая причины отказа от добавления проектов по установлению стандартов, на одном из будущих заседаний. Комитет приглашает представить комментарии по предварительным решениям повестки дня. Заинтересованные стороны могут представить свои комментарии на странице, открытой для комментариев. Все комментарии будут опубликованы в открытом доступе и размещены на нашем сайте, если только респондент не попросит о конфиденциальности и мы не удовлетворим эту просьбу. Обычно мы не удовлетворяем такие запросы, если они не подкреплены веской причиной, например коммерческой тайной. Комитет рассмотрит все комментарии, полученные в письменном виде до даты окончания приема заявок включительно; комментарии, полученные после этой даты, не будут анализироваться в документах повестки дня, рассматриваемых Комитетом.

Определение аренды и права на замену (МСФО (IFRS) 16 «Аренда») (повестка дня 2)
Комитет получил запрос о том, как оценить, содержится ли в договоре договор аренды. В запросе спрашивалось:
  1. на каком уровне следует оценивать, содержится ли в договоре договор аренды (рассматривая каждый актив отдельно или все активы вместе), когда договор заключается на использование более чем одного аналогичного актива;
  2. как оценить, содержится ли в договоре договор аренды, применяя МСФО (IFRS) 16, когда поставщик имеет особые права на замену, то есть:
    1. имеет практическую возможность заменить альтернативные активы в течение всего периода использования;
    2. но не получит экономической выгоды от реализации своего права на замену актива в течение всего периода использования.

Определение аренды
Пункт 9 МСФО (IFRS) 16 гласит: «Договор в целом или его отдельные компоненты являются договором аренды, если по этому договору передается право контролировать использование идентифицированного актива в течение определенного периода в обмен на возмещение». Применяя п. B9 МСФО (IFRS) 16, чтобы соответствовать определению аренды, покупатель должен иметь:
  1. право на получение практически всех экономических выгод от использования идентифицированного актива в течение всего периода использования;
  2. право руководить использованием идентифицированного актива в течение всего периода использования.

Период использования — это «общий период времени, в течение которого актив используется для выполнения договора с покупателем (включая любые непоследовательные периоды времени)» (Приложение А к МСФО 16).

В п. B12 МСФО (IFRS) 16 указано, что «организация должна оценивать наличие в договоре аренды для каждого потенциального отдельного компонента аренды» и направляет организацию к п. B32 МСФО (IFRS) 16 для получения указаний по отдельным компонентам аренды. В п. B32 указано, что право на использование базового актива является отдельным компонентом аренды, если:
  1. арендатор может получить выгоду от использования базового актива либо самостоятельно, либо вместе с другими легкодоступными для него ресурсами;
  2. базовый актив не является ни сильно зависимым, ни тесно взаимосвязанным с другими базовыми активами в договоре.

Идентифицированный актив
Первое требование для того, чтобы договор отвечал определению договора аренды, заключается в том, что клиент контролирует использование идентифицированного актива. Пункты B13–B20 МСФО (IFRS) 16 содержат руководство по применению идентифицированного актива.

В п. B13 говорится, что «актив, как правило, идентифицируется ввиду прямого указания в договоре. Однако актив также может идентифицироваться на основании косвенного свидетельства в тот момент, когда актив становится доступным для использования клиентом».

Но «даже если актив напрямую указан, у клиента отсутствует право использовать идентифицированный актив, если поставщик имеет существенное право заменить актив в течение срока использования» (п. B14). В этом случае поставщик, а не покупатель, контролирует использование актива. Как следствие, идентифицированного актива не существует; договор не содержит договора аренды.

Для того чтобы право на замену было действительным, как сказано в п. B14, должны выполняться оба следующих условия:
  1. поставщик имеет практическую возможность заменить альтернативные активы в течение срока использования (например, клиент не может препятствовать замене актива поставщиком, а у поставщика есть свободный доступ к альтернативным активам либо они могут быть поставлены поставщиком в течение приемлемого периода);
  2. поставщик получит экономическую выгоду от реализации своего права на замену актива (то есть ожидается, что экономические выгоды, связанные с заменой актива, превысят затраты, связанные с заменой актива).

В п. B16 говорится, что оценка организацией того, является ли право поставщика на замену существенным, исключает рассмотрение будущих событий, вероятность наступления которых на момент заключения договора не считается высокой.

Пункты B15-B18 определяют требования, которые означают, что в каждой из следующих ситуаций право поставщика на замену не является существенным (или покупатель не лишается права использовать идентифицированный актив):
  1. поставщик имеет право или обязанность заменить актив только на определенную дату или после наступления определенного события;
  2. поставщик получит экономическую выгоду от реализации своего права только при наступлении будущего события, вероятность которого на момент заключения договора не считается высокой;
  3. поставщик имеет право или обязанность заменить актив только для ремонта и технического обслуживания, если актив не работает должным образом или если становится доступной техническая модернизация.

В п. B17 отмечается, что затраты на замену, скорее всего, превысят соответствующие выгоды, если актив расположен на территории заказчика или в другом месте. Пункт B19 требует, чтобы покупатель предполагал, что право поставщика на замещение не является существенным, если покупатель не может легко определить, имеет ли поставщик существенное право на замещение.

В п. BC113 «Основы для выводов по МСФО (IFRS) 16» объясняется обоснование Совета по МСФО при разработке требований к правам на замещение и говорится, что намерение Совета по МСФО при включении [этих требований] заключается в проведении различия между правами замещения, которые приводят к отсутствию идентифицированного актива, поскольку поставщик, а не покупатель контролирует использование актива; и правами на замену, которые не меняют сути или характера договора, поскольку для поставщика осуществление этих прав вряд ли экономически или практически достижимо (целесообразно).

Далее в п. BC113 поясняется, что во время разработки МСФО (IFRS) 16 Совет по МСФО придерживался мнения, что во многих случаях будет очевидно, что поставщик не получит выгоды от реализации права на замену из-за затрат, связанных с заменой актива. Если права на замещение являются существенными, то Совет по МСФО считает, что это будет относительно ясно из фактов и обстоятельств (п. BC115).

Следовательно, Комитет отметил, что требования в пп. B13–B19 устанавливают высокие барьеры для покупателя, чтобы сделать вывод об отсутствии идентифицированного актива, когда актив явно или неявно указан. Комитет также отметил, что определение того, является ли право поставщика на замену актива существенным в течение всего периода использования, требует суждения.

Применение требований МСФО (IFRS) 16 к схеме, описанной в запросе
В схеме фактов, описанной в запросе:
  1. Заказчик заключает 10-летний контракт с поставщиком на использование 100 аналогичных новых активов — аккумуляторов, используемых в электробусах. Заказчик использует каждый аккумулятор вместе с другими легкодоступными ему ресурсами (каждый аккумулятор используется в автобусе, которым заказчик владеет или арендует у стороны, не связанной с поставщиком).
  2. В соответствии с требованиями пп. B14–B18 установлено, что поставщик имеет практическую возможность заменить альтернативные активы в течение срока действия договора, так что условие п. B14(a) выполняется.
  3. В случае замены аккумулятора поставщик должен будет компенсировать заказчику любую упущенную выручку или затраты, понесенные в период замены. Является ли замена экономически выгодной для поставщика в определенный момент времени, зависит как от суммы компенсации, выплачиваемой покупателю, так и от состояния аккумулятора. Ожидается, что на момент заключения договора поставщик не получит экономической выгоды от замены аккумулятора, который использовался менее трех лет, но может получить экономическую выгоду от замены аккумулятора, который использовался три года и более.

Уровень, на котором следует оценивать, содержится ли в договоре договор аренды
В фактической ситуации, описанной в запросе, покупатель получает выгоду от использования каждого актива (аккумулятора) вместе с другими ресурсами (автобусами), имеющимися в его распоряжении, и каждый аккумулятор не является ни сильно зависимым, ни тесно взаимо­связанным с другими аккумуляторами в договоре.

Поэтому Комитет пришел к выводу, что в описанной в запросе схеме, применяя п. B12, покупатель оценивает, содержится ли в договоре договор аренды — включая оценку того, является ли право поставщика на замещение существенным — для каждого потенциального отдельного компонента аренды, то есть для каждого аккумулятора.

Идентифицированный актив

В схеме фактов, описанной в запросе, указан каждый аккумулятор. Даже если аккумулятор не указан в договоре в явном виде, он подразумевается в момент предоставления его в пользование покупателю. Поэтому Комитет отметил, что, если поставщик не имеет материального права заменять аккумулятор в течение всего периода использования, каждый аккумулятор является идентифицированным активом.

В схеме фактов, описанной в запросе, условие п. B14(a) — поставщик имеет практическую возможность заменять альтернативные активы в течение всего периода использования — предполагается существующим. Однако Комитет отметил, что условие п. B14(b) не действует в течение всего периода использования, поскольку ожидается, что поставщик не получит экономической выгоды от реализации своего права на замену аккумулятора по крайней мере в течение первых трех лет контракта. Эти годы являются частью периода использования. Следовательно, право поставщика на замену не является существенным в течение всего периода использования.

Поэтому Комитет пришел к выводу, что в описанной в запросе схеме каждый аккумулятор является идентифицированным активом. Для оценки того, содержится ли в договоре договор аренды, покупатель затем применит требования пп. B21–B30 МСФО (IFRS) 16, чтобы определить, имеет ли он в течение всего периода использования право получать практически все экономические выгоды от использования и руководить использованием каждого аккумулятора.

Комитет пришел к выводу, что принципы и требования МСФО (IFRS) 16 обеспечивают адекватную основу для того, чтобы организация могла оценить уровень, на котором следует оценивать, содержится ли в договоре договор аренды и существует ли идентифицированный актив в схеме фактов, описанной в запросе. Следовательно, Комитет [решил] не добавлять проект по разработке стандарта в план работы.

Вопросы, рекомендованные для ежегодных улучшений Советом по МСФО
Некоторые предлагаемые поправки к стандартам МСФО, которые являются достаточно незначительными или узкими по сфере применения, могут быть собраны вместе и представлены в одном документе, даже если эти поправки не связаны между собой; они называются ежегодными улучшениями. Такие поправки ограничиваются изменениями, которые либо уточняют формулировку стандарта МСФО, либо исправляют относительно незначительные непреднамеренные последствия, упущения или конфликты между существующими требованиями в стандартах. Ежегодные усовершенствования проходят ту же процедуру, что и другие поправки к стандартам МСФО, за исключением того, что ежегодные усовершенствования состоят из не связанных между собой поправок, которые представляются вместе, а не по отдельности.

Комитет обсудил вопросы, которые были подняты в качестве возможных поправок в следующем цикле ежегодных улучшений, и дал рекомендации, которые будут представлены Совету по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) вместе с рекомендациями по предлагаемым поправкам.

Обновление терминологии в МСФО 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» (повестка дня 3A)
Комитет был проинформирован о потенциальной путанице из-за несоответствия формулировок п. B6 МСФО (IFRS) 1 и требований к учету хеджирования в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

Комитет дал рекомендации по внесению изменений:
  1. в п. B6 МСФО (IFRS) 1 заменить «условия» на «квалификационные критерии»;
  2. в пп. B5–B6 МСФО (IFRS) 1 добавить перекрестные ссылки на требования МСФО (IFRS) 9.

Оценка «агента де-факто» в МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (повестка дня 3B)
Комитет был проинформирован о потенциальной путанице из-за несоответствия формулировок пп. B73 и B74 МСФО (IFRS) 10, связанных с определением инвестором того, действует ли другая сторона от его имени.

Комитет дал рекомендации по изменению конкретной формулировки в п. B74 МСФО (IFRS) 10, которая создала несоответствие с п. B73.

Обновление терминологии в МСФО 9 «Финансовые инструменты» (повестка дня 3C)
Комитет был проинформирован о потенциальной путанице из-за ссылки в Приложении А к МСФО 9 на определение цены сделки в МСФО 15 «Выручка по договорам с клиентами». Термин «цена сделки» используется в отдельных пунктах МСФО (IFRS) 9 в значении, которое необязательно соответствует определению этого термина в МСФО (IFRS) 15.

Комитет дал рекомендации по удалению ссылки на цену сделки и соответствующих ссылок на МСФО 15 в Приложении А к МСФО 9.

Обновление терминологии в МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» (повестка дня 3D)
Комитет был проинформирован о потенциальной путанице в п. 37 МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» из-за использования термина «метод затрат», который больше не определен в стандартах МСФО.

Комитет дал рекомендации по изменению п. 37 МСФО (IAS) 7: заменить термин «метод затрат» на «по себестоимости».

Обновление справочной информации в МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (повестка дня 3E)
Комитет был проинформирован о потенциальной путанице в п. B38 МСФО (IFRS) 7 из-за ссылки на пункт, который был исключен из стандарта бухгалтерского учета (п. 27A).

Комитет дал рекомендации по изменению п. B38 МСФО 7: заменить ссылку на п. 27A МСФО 7 ссылкой на пп. 72–73 МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Руководство по внедрению МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (повестка дня 3F)

Комитет был проинформирован о потенциальной путанице в п. IG20C, сопровождающем МСФО 7, поскольку в этом пункте не указано, что пример не иллюстрирует всех требований п. 35M МСФО 7.

Комитет дал рекомендации по изменению п. IG20C, сопровождающего МСФО (IFRS) 7: добавить сообщение о том, что пример не иллюстрирует всех требований п. 35M МСФО (IFRS) 7.


Прочие вопросы

Постимплементационный обзор МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» (повестка дня 4)
Комитет обсудил постимплементационный обзор (PIR) МСФО (IFRS) 15, подготовленный Советом по МСФО. Члены Комитета высказали свое мнение о внедрении и текущем применении МСФО (IFRS) 15, а также предложили вопросы, которые Совету по МСФО следует рассмотреть в рамках PIR.

Совет по МСФО рассмотрит эти отзывы и отзывы других заинтересованных сторон при определении вопросов для включения в запрос на информацию.

Текущая работа (повестка дня 5)
Комитет получил обновленную информацию о статусе открытых вопросов, которые не обсуждались на заседании в ноябре 2022 года.

Двадцать один год сотрудничества, дебатов и дискуссий с EFRAG

Андреас Барков, председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), выступил перед делегатами конференции EFRAG 2022 года с докладом «Куда движется корпоративная отчетность?». Конференция посвящена 21-й годовщине образования EFRAG и ее работе в области европейской финансовой отчетности.

Андреас рассказал об отношениях Совета по МСФО с EFRAG на протяжении многих лет, а также о совместной работе над общей целью — создать глобальный паспорт финансовой отчетности для многонациональных компаний.

Введение
Дамы и господа, добрый день всем вам. Мне очень приятно, что меня пригласили выступить на этом знаменательном событии, посвященном двум десятилетиям EFRAG и ее работе в области финансовой отчетности в Европе.

Наша с EFRAG история насчитывает много лет, начиная с моего участия в исследовании различий между обязательствами и капиталом и заканчивая членством в технической экспертной группе EFRAG несколько лет спустя, где я стал свидетелем организационных изменений, вызванных реформой Майштадта. Затем я поменялся ролями и стал членом Совета EFRAG по должности, поскольку был назначен президентом немецкого органа по стандартизации. Наконец, для меня было большой честью и удовольствием, когда меня попросили стать вице-президентом EFRAG, чтобы возглавить технические дискуссии и помогать тогдашнему президенту Жан-Полю Гозе в его работе.

Когда я решил уйти с этой должности в начале сентября 2020 года, я испытывал определенные сожаления, поскольку мне действительно нравилась эта роль. Однако мне стало известно, что меня рассматривают на должность, которую я сейчас занимаю, поэтому я принял это решение в интересах обеих организаций. Я рад видеть, что наши отношения остаются плодотворными, и я уверен, что они продолжатся и в период моего пребывания на посту председателя Совета по МСФО.

Совет по МСФО и EFRAG, безусловно, связывают особые отношения. Они охватывают многие годы сотрудничества, дебатов и обсуждений. У нас всегда была общая цель, независимо от наших позиций по различным вопросам. Эта цель заключается в со­здании глобального паспорта финансовой отчетности для многонациональных компаний — EFRAG с точки зрения ЕС, а Совет по МСФО как международный орган, устанавливающий стандарты.

Сотрудничество с EFRAG в течение 21 года
Поддерживать отношения любого рода, которые длятся более двух десятилетий и охватывают целый континент, — это не просто подвиг. Обе организации появились почти одновременно: Фонд МСФО был со­здан, а Совет по МСФО провел свое первое заседание незадолго до со­здания EFRAG. Поэтому справедливо сказать, что наши истории переплетаются.

Более того, это был 21 год совместного успеха. В 2002 году в Европе было принято Положение о МСФО, согласно которому компании, зарегистрированные на регулируемых рынках ценных бумаг, включая банки и страховые компании, должны составлять свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности начиная с 2005 года.

Решение Европы о принятии стандартов МСФО послужило необходимым стимулом для того, чтобы большинство стран мира последовало этому примеру. Более 140 юрисдикций по всему миру приняли стандарты СМСФО. Так что, возможно, наш успех — это также успех Европы. Это огромный вклад в развитие мира — просто посмотрите, как улучшилось качество и последовательность финансовой отчетности во всем мире.

EFRAG оказала конструктивное и позитивное влияние на Европу, признавая преимущества наличия глобальных стандартов финансовой отчетности. Сотрудничество между нашими двумя организациями привело к реальному прогрессу в обес­печении согласованности финансовой отчетности для всех инвесторов и других заинтересованных сторон, чтобы они могли принимать обоснованные решения. На протяжении многих лет Совет по МСФО и EFRAG сообща решали проблемы, связанные с отчетностью. И хотя иногда точка зрения EFRAG отличается от мнения Совета по МСФО, наши обсуждения и дебаты всегда проводились с целью улучшения финансовой отчетности путем обес­печения прозрачности для тех, кто полагается на общедоступную информацию при принятии решений.

Как и в любых других отношениях, в наших временами возникали трудности. Мы не всегда соглашались друг с другом; иногда это было связано с тем, что мы придерживались разных технических направлений аргументации; иногда это происходило из-за наших разных мандатов, когда EFRAG служила европейскому общественному благу, а Совету по МСФО приходилось учитывать глобальную среду. Однако эти проблемы не подрывают давних и доверительных отношений.

Мы не сомневаемся, что вклад EFRAG неоценим — не только в том, что делаем мы, Фонд МСФО и Совет по международным стандартам финансовой отчетности в частности, но и во всей Европе. EFRAG гарантирует, что голоса тех, кто не всегда имеет средства для участия в нашей работе, могут быть услышаны.

Постоянный вклад EFRAG в нашу техническую работу хорошо известен и оказывает огромную помощь в продвижении наших проектов. EFRAG регулярно вносит свой вклад, будь то неформальный обмен мнениями, письма с комментариями или участие в консультативном форуме по стандартам бухгалтерского учета. EFRAG также оказывает огромную помощь в установлении контактов с различными юрисдикциями и заинтересованными сторонами в Европе, организуя как целевые, так и общие информационные мероприятия. И, наконец, что не менее важно, активная деятельность EFRAG стимулирует дебаты по темам, над которыми Совету по МСФО следует подумать.

Само собой разумеется, что время, проведенное мною на разных должностях в EFRAG и в качестве председателя национального органа по стандартизации, дало мне представление о том, как я намерен ориентироваться в роли председателя Совета по МСФО. Понимание различных мандатов, потребностей и возможностей, существующих во всем мире, является важной предпосылкой для разработки значимого вклада в финансовую отчетность в глобальном масштабе.

При этом мы не должны забывать, что у всех нас общая цель и все мы работаем в интересах общества. Поэтому нам необходимо обеспечить, чтобы местные предпочтения не стояли на пути достижения и поддержания более высокой цели — глобального языка отчетности.

Будущее
Итак, заглянем вперед: что ждет нас в будущем? Я бы сказал, что основным приоритетом как для Совета по МСФО, так и для EFRAG является обес­печение баланса между разнообразными потребностями широкого круга заинтересованных сторон. Нам необходимо тщательно выбирать области, на которых следует сосредоточиться, те, где это действительно будет важно. Мы должны помнить, что каждое изменение означает затраты для всех участников системы. Мы должны учитывать способность заинтересованных сторон справляться с изменениями, а также время и ресурсы, затрачиваемые на их внедрение.

Чтобы помочь в этом, Совет по МСФО в начале этого года опубликовал свои основные приоритеты на следующие пять лет, проанализировав отзывы участников нашей третьей консультации по повестке дня.

Мы услышали, что нам следует сохранить нынешний баланс деятельности. Однако мы также услышали, что нам следует несколько усилить работу по цифровой отчетности и доступности. Кроме того, нам посоветовали довести проекты, включенные в план работы, до завершения, прежде чем приступать к новому крупному проекту; это включает проведение постимплементационных обзоров (PIR) по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» и МСФО 16 (IFRS) «Аренда».

Несмотря на настоятельный призыв завершить текущие проекты в приоритетном порядке, нас также попросили добавить проекты, которые отвечают значительным изменениям в окружающей среде, и работать в сотрудничестве с нашим новым братом — Советом по международным стандартам устойчивого развития.

Как же мы показали, что прислушиваемся к отзывам?

Мы активно работаем над завершением двадцати проектов, включенных в текущий план работы. Выделим два. Проект «Первичная финансовая отчетность» идет полным ходом. Он значительно повысит прозрачность и улучшит сопоставимость отчетности о результатах деятельности во всем мире. Мы надеемся, что сможем завершить техническое обсуждение в следующем году, так что следите за новостями.

Важные решения были приняты и в проекте «Гудвилл и обес­ценение». Рассмотрев все полученные отзывы, мы решили сохранить модель учета гудвилла только по обес­ценению и предложить требование о раскрытии в МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» полного набора информации о последующей деятельности по приобретению. Эти два решения позволят Совету по МСФО в ближайшее время перейти к разработке стандартов.

Совет по МСФО также оперативно реагирует на запросы заинтересованных сторон в тех случаях, когда требуется ускоренное реагирование. Примером в этой области является работа по разъяснению того, как применять критерии классификации к так называемым ESG-связанным инструментам в рамках МСФО (IFRS) 9, где мы планируем опубликовать проект стандарта в начале второго квартала 2023 года.

Еще одно направление касается предоставления компаниям временного освобождения от необходимости рассчитывать отложенные налоги, связанные с так называемыми налоговыми требованиями ОЭСР по второму компоненту. Это послабление касается периода между датой принятия и датой вступления в силу такого налогового законодательства, введенного юрисдикциями, и должно в значительной степени способствовать принятию этой важной инициативы ОЭСР. Учитывая срочность, в начале января мы опубликуем предварительный вариант с периодом для комментариев не 120 дней, а 60 с целью окончательного принятия поправки во втором квартале 2023 года.

Также, отвечая на запросы заинтересованных сторон, мы ускоряем проведение постимплементационных обзоров. Первый этап PIR по МСФО 9 почти завершен, начат второй этап по обес­ценению. Также продвигается работа над PIR по МСФО (IFRS) 15. Решения в отношении PIR по МСФО 16 и в отношении учета хеджирования по МСФО 9 будут приняты во второй половине 2023 года. Такие сроки позволят представить на рассмотрение Совета по МСФО дополнительные доказательства и продлить периоды комментариев, чтобы заинтересованные стороны имели возможность в полной мере ознакомиться со всем, что от них требуется.

Как я уже упоминал, заинтересованные стороны также высказали свои предложения по новым проектам, над которыми Совету по МСФО следует поработать. И как хорошо они это сделали: мы получили предложения примерно по 70 новым проектам! Прислушавшись к мнению заинтересованных сторон, мы приняли непростое решение и добавили в план исследований Совета по МСФО только два новых проекта. Эти проекты посвящены отчету о движении денежных средств и нематериальным активам, которые, как я знаю, также являются приоритетными для EFRAG. Эти проекты отражают серьезные изменения в нашей среде, такие как новые бизнес-модели, растущее значение интеллектуальной собственности и рост цифровой экономики и безналичных операций.

Мы также добавили проект по поддержанию рисков, связанных с климатом, в финансовой отчетности, чтобы изучить, может ли наша литература, основанная на принципах, выиграть от уточнений, когда речь идет об учете долгосрочных нефинансовых рисков в финансовой отчетности в более широком смысле. В целом Совет по МСФО, безусловно, постарался учесть мнение заинтересованных сторон о том, что лучше меньше, да лучше!

Отзывы также свидетельствуют о том, что заинтересованные стороны хотят видеть тесное сотрудничество между Советом по МСФО и ISSB. Сотрудничество с ISSB — это область, которую многие заинтересованные стороны отмечали в ходе различных консультаций. Для нас взаимо­связь важна в первую очередь с точки зрения продукта, что означает, что информация, подготовленная Советом по МСФО и ISSB, должна быть взаимосвязана. Процессуальный подход к тому, как мы к этому придем, важен, но не должен быть в центре внимания. Мы привлекли старший персонал обоих советов, чтобы убедиться, что «машинный зал» готов к началу тематических дискуссий, как только «мост» будет готов. Эта подготовка включает в себя изучение документов советов директоров друг друга, обмен информацией о ключевых пунктах повестки дня и решениях каждого совета. Я надеюсь, что комментарии к консультациям по повестке дня ISSB, которые будут опубликованы в начале 2023 года, будут зеркальным отражением отзывов о недавних консультациях по повестке дня IASB относительно совместной работы над такими проектами, как «Комментарий руководства», «Нематериальные активы» и «Отчетность о климатических рисках».

Заключение
В заключение своего выступления хочу сказать, что Совет по МСФО и Фонд МСФО надеются на сотрудничество с EFRAG для продолжения работы по поддержанию и дальнейшему совершенствованию глобального языка финансовой отчетности, а также для укрепления единого глобального рынка капитала — нашей общей цели. Это были невероятно плодотворные и ключевые отношения — и пусть они продолжатся.

Желаю, чтобы эти особые отношения продолжались еще 20 лет, и желаю всем вам в EFRAG прекрасного празднования годовщины.

Презентация экспозиционного проекта третьего издания стандарта МСФО для МСП по бухгалтерскому учету на конференции ВСС 2022 года

Смотрите презентацию экспозиционного проекта третьего издания стандарта учета МСФО для МСП на Всемирной конференции разработчиков стандартов (ВСС) 2022 года.

Полную запись презентации можно найти на странице конференции ВСС 2022: ifrs.org/content/ifrs/home/news-and-events/calendar/2022/september/world-standard-setters-conference-2022.html.

Экспозиционный проект открыт для комментариев до 7 марта 2023 года: ifrs.org/content/ifrs/home/projects/work-plan/2019-comprehensive-review-of-the-ifrs-for-smes-standard/exposure-draft-and-comment-letters.html.

Смотрите презентацию по ссылке: ifrs.org/projects/work-plan/2019-comprehensive-review-of-the-ifrs-for-smes-standard/presentation-on-the-ed-third-edition-of-the-ifrs-for-smes-accounting-standard-at-the-wss-conference-2022/.

Подготовленные замечания председателя СМСФО Андреаса Баркова на конференции SEC/AICPA в США

Андреас Барков, председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), выступил на конференции AICPA и CIMA по теме «Текущие изменения в работе SEC и PCAOB». Он представил обновленную информацию о развитии работы Совета по МСФО и его приоритетах на ближайшие пять лет.

Введение
Добрый день всем. Я рад снова быть здесь с вами, чтобы представить работу Совета по МСФО и показать, насколько она важна для вас.

Американские инвесторы активно используют финансовую отчетность на основе МСФО, несмотря на то что в США не используются стандарты МСФО для внутренней отчетности. Однако SEC разрешает иностранным частным эмитентам составлять отчетность с использованием стандартов МСФО. США хорошо представлены на всех уровнях нашей организации, и в интересах всех, чтобы американская литература и международные стандарты финансовой отчетности оставались тесно связаны, особенно в тех областях, где наши стандарты существенно сближаются.

Когда я выступал перед вами год назад, период комментариев к нашей последней консультации по повестке дня только что закончился. Сегодня я хочу рассказать вам о наших основных приоритетах на основе полученных отзывов.

Но прежде чем перейти к этому, я хочу поговорить об одной области, которая за последние 12 месяцев привлекла повышенное внимание многих заинтересованных сторон, — конвергенции. Хотя значительная часть этого внимания, вероятно, была об­условлена нашими соответствующими проектами доброй воли и решениями, которые оба совета директоров приняли в последние месяцы, есть и другие области, где вопрос конвергенции поднимался, косвенно или явно. Позвольте мне рассказать вам о различных направлениях.

Сближение стандартов IASB и FASB
Термин «конвергенция» используется разными людьми по-разному. Многие используют его в отношении так называемого норфолкского соглашения, которое Совет по МСФО и FASB (Совет по стандартам финансовой отчетности) заключили в начале 2000-х годов. В основе этого соглашения лежало обязательство обоих советов, цитирую: «Приложить максимум усилий для (а) обес­печения полной совместимости существующих стандартов финансовой отчетности в кратчайшие сроки и (б) координации своих будущих рабочих программ для сохранения совместимости после ее достижения». Далее в соглашении излагаются более подробные меры, как этого можно достичь.

В приведенной цитате есть два важных аспекта. В ней говорится о совместимости стандартов, а также о поддержании достигнутой совместимости. Я могу рассматривать первое как взгляд на конвергенцию с точки зрения продукта, а второе — как взгляд на конвергенцию с точки зрения процесса.

С точки зрения продукта, вероятно, многое было достигнуто. Мы сблизили или практически сблизили стандарты бухгалтерского учета по объединению бизнеса, оценке справедливой стоимости, аренде, признанию выручки, сегментной отчетности, и это лишь несколько важных вопросов. Конечно, есть и такие области, в которых Совет по МСФО и Совет по стандартам финансовой отчетности не смогли достичь полной совместимости, несмотря на большое согласование направлений. В качестве примера можно привести нашу литературу по финансовым инструментам и договорам страхования.

Гудвилл и обес­ценение
Итак, позвольте мне перейти к процессу конвергенции и продемонстрировать это на примере обсуждения Советом по МСФО нашего проекта «Гудвилл и обес­ценение». Этот проект стал следствием постимплементационного обзора МСФО (IFRS) 3, нашего стандарта учета объединения бизнеса. В ходе этого обзора многие заинтересованные стороны указали Совету по МСФО на то, что модель, основанная только на обес­ценении, не работает так, как предполагалось. В качестве аргумента приводился известный довод «слишком мало, слишком поздно». Совет по стандартам финансовой отчетности услышал аналогичные мнения в своем обзоре, проведенном немного раньше.

Изучив этот вопрос, мы пришли к выводу, что текущая модель, основанная только на обес­ценении, не может быть существенно улучшена без значительного увеличения затрат и сложности. В связи с этим мы предварительно решили сохранить текущую модель, но предложили полный набор новых целевых раскрытий, чтобы значительно улучшить качество отчетности по объединениям бизнеса, особенно в отношении показателей после приобретения. В 2020 году был выпущен документ для обсуждения с этими ключевыми предложениями, и был задан конкретный вопрос о важности сохранения сближения с литературой FASB.

В течение 18 месяцев Совет по МСФО рассматривал полученные отзывы и дополнительные доказательства, собранные в ходе масштабной информационно-разъяснительной работы наших сотрудников. В течение всего этого периода мы находились в постоянном контакте с нашими коллегами из FASB для обмена информацией о наших соответствующих проектах. Мы также получили большую пользу от совместной образовательной сессии, проведенной нашими двумя советами в сентябре, где оба совета имели возможность обсудить причины, побудившие FASB прекратить дальнейшее изучение модели, основанной на амортизации.

В итоге Совет по МСФО пришел к выводу, что на данный момент не существует убедительных причин для изменения текущей модели учета. Обратите внимание, что наша задача заключалась не в том, чтобы высказать мнение о том, предпочитают ли члены совета директоров подход, основанный только на обес­ценении, или модель, основанную на амортизации, а в том, были ли нам представлены достаточные доказательства для изменения существующих требований для всех заинтересованных сторон. В отсутствие таких доказательств желание сохранить конвергенцию с FASB стало важным фактором при принятии нами решения.

Я также должен отметить, что в сентябре наш совет директоров принял решение о принятии всеобъемлющего набора новых раскрытий, которые, я уверен, значительно улучшат ситуацию с отчетностью по объединениям бизнеса. Мы доработали некоторые из наших предложений из документа для обсуждения в свете полученных отзывов. Этот набор представляет собой хороший компромисс между потребностями инвесторов в дополнительной информации и законными опасениями составителей отчетности относительно коммерческой чувствительности и юридических рисков. Наши решения, принятые осенью 2022 года, позволят нам перевести проект в стадию установления стандартов в конце этой недели.

Другие области
Позвольте мне вернуться к двум стратегически важным областям, в которых наши совместные усилия привели к значительной конвергенции стандартов: признание доходов и учет аренды. Ранее я уже упоминал о постимплементационном обзоре МСФО 3. Эти обзоры похожи на обзоры FASB, хотя наши проводятся через несколько лет после вступления в силу, в то время как FASB инициирует их сразу после выхода требований. Чтобы помочь заинтересованным сторонам в применении основных новых стандартов, мы можем создавать так называемые ресурсные группы переходного периода, которые рассматривают конкретные вопросы применения, возникающие на этапе внедрения. В отношении признания выручки мы создали такую группу.

Пересмотр нашего стандарта по признанию выручки все еще находится на начальной стадии. Совет по МСФО обсудил цель, мероприятия и предполагаемые сроки первого этапа этого проекта. Мы также обсудили проект с несколькими нашими консультативными органами и сделали его темой совместной научной конференции с FASB в начале ноября. Судя по отзывам на высоком уровне, заинтересованные стороны в целом довольны новым стандартом.

Мы решили отложить рассмотрение стандарта учета аренды до второй половины 2023 года, чтобы не перегружать заинтересованные стороны шквалом одновременных консультаций, а также для получения дополнительной информации в свете поправки об арендных льготах, принятой во время пандемии COVID. В рамках обоих проектов мы будем делиться любой полученной информацией с FASB, чтобы помочь нам сохранить конвергенцию.

Дальнейшие действия
В заключение этого раздела позвольте мне сказать, что сближение по-прежнему является важным вопросом для нашего Совета, несмотря на то что официальная программа конвергенции завершилась. За прошедшие годы наше внимание сместилось с совместной разработки решений на поддержание конвергентных стандартов. Мы добиваемся этого, собирая оба совета вместе для проведения образовательных сессий и обмена информацией, регулярно общаясь с нашими коллегами из FASB на всех уровнях, а также оповещая друг друга о появлении новой информации и развитии событий. Я надеюсь, что вы все согласны со мной в том, что это принесет огромную пользу мировым рынкам капитала.

Приоритеты СМСФО на следующие пять лет
Позвольте мне теперь рассказать вам о том, какие приоритеты будут определены Советом по МСФО на следующие пять лет.

Основные направления и завершение текущих проектов
В июле мы опубликовали отзывы заинтересованных сторон, полученные в ходе недавней консультации по повестке дня.

В то время как заинтересованные стороны в целом удовлетворены тем, как мы тратим наши ресурсы на решение различных задач, нас попросили увеличить время и усилия, которые мы вкладываем в развитие цифровой финансовой отчетности, а также в понятность и доступность нашей литературы.

Мы также услышали, что заинтересованные стороны хотят, чтобы мы в приоритетном порядке завершили примерно 20 существующих проектов, включенных в наш план работы, прежде чем начинать новые крупные проекты, что представляется разумным. Для ясности: у нас по-прежнему есть возможности для решения вопросов, возникающих неожиданно и требующих нашего внимания, и нам не нужно ждать завершения последнего проекта, прежде чем начинать новый; но это означает, что мы будем внимательно следить за тем, на чем еще сосредоточиться, поскольку мы не можем постоянно включать и выключать проекты.

Сотрудничество с ISSB
Наши заинтересованные стороны также сообщили нам, что они хотят видеть коммуникацию, сотрудничество и координацию между Советом по МСФО и нашим новым родственным советом — Советом по международным стандартам устойчивого развития (ISSB). Требования обоих советов должны быть взаимосвязаны для удовлетворения потребностей инвесторов. В соответствии с этим мы определили возможные области сотрудничества с ISSB. Например, «Комментарий руководства», который в настоящее время является отдельным проектом IASB, является очевидным кандидатом на сквозной проект между обеими сторонами.

Три новых проекта: нематериальные активы, отчет о движении денежных средств и климатические рис­ки
Получив список из 70 или около того предложений по новым проектам, мы сократили его до семи, сославшись на список показателей, которые мы включили в консультацию и с которыми согласились заинтересованные стороны. Из этого короткого списка мы выбрали три проекта для включения в нашу повестку дня: нематериальные активы, отчет о движении денежных средств и климатические рис­ки в финансовой отчетности.

Нашему стандарту по нематериальным активам уже более 20 лет, и он был написан с другой целью. Бизнес-модели значительно эволюционировали, и во многих секторах инвесторы практически не имеют представления о том, что определяет стоимость этих компаний. Поэтому настало время взглянуть на ситуацию по-новому. Мы начнем с исследования, чтобы определить масштаб проекта и последовательность его этапов. Безусловно, будут области, в которых сотрудничество с ISSB будет иметь важное значение при более широком рассмотрении интеллектуального капитала.

Наша литература по отчету о движении денежных средств хотя и сближена с литературой FASB, также потребует пересмотра. Инвесторы сообщили нам, что не хватает определенной информации о неденежных операциях, таких как операции по финансированию поставщиков. Существующая схема, по-видимому, не имеет особого смысла для многих финансовых учреждений, поэтому она также может потребовать пересмотра. Как и в случае с проектом по нематериальным активам, нам сначала придется определиться с масштабом.

Третий проект будет посвящен климатическим рискам в финансовой отчетности. В отличие от двух предыдущих проектов этот проект не будет полноценным проектом по климату, поскольку мы считаем, что ISSB имеет больше возможностей для решения этого вопроса и по сути уже делает это с помощью своего экспозиционного проекта IFRS S2 «Раскрытие информации, связанной с климатом». Тем не менее, мы хотим проанализировать, увязываются ли требования окончательного стандарта S2 с нашими общими требованиями к отчетности в МСФО (IAS) 1 или же необходимо внести какие-либо уточнения, чтобы дополнить уже существующий учебный материал по климатическим рискам.

Криптовалюты
Вы можете задаться вопросом, почему Совет по МСФО не добавил проект по криптовалютам — одной из тех областей, о которых сейчас много пишут. Мы наблюдали за этой областью в течение нескольких лет, и на самом деле она была в коротком списке из семи для окончательного рассмотрения. Однако по сравнению с теми проектами, о которых я только что упомянул, этот не соответствовал двум критериям, которые мы рассматривали: (а) существует пробел в литературе и у инвесторов есть проблемы с получением необходимой им информации и (б) проблема является значительной и распространенной в разных юрисдикциях и отраслях.

Что касается первого пункта, то в 2018/19 году Комитету по интерпретациям МСФО было предложено высказать свое мнение относительно порядка учета криптовалют. Они пришли к выводу, что криптовалюты должны учитываться либо как нематериальный актив по себестоимости с возможностью оценки по справедливой стоимости, если объект торгуется на ликвидном рынке, либо как запасы по справедливой стоимости для брокерских дилеров. Таким образом, даже если в МСФО нет специального стандарта по криптовалютам, это не означает, что в существующей литературе не предусмотрен порядок учета.

Что касается второго критерия, то на данном этапе нет достаточных доказательств того, что учет криптовалют имеет глобальное значение или распространенность для компаний, составляющих отчетность по стандартам МСФО, поэтому эта тема пока не была включена в наш план работы. Мы будем держать ее в поле нашего зрения, отслеживать любые изменения и тесно взаимодействовать с нашими коллегами из FASB по их проекту.

Заключение
Позвольте мне сделать вывод. Я рассказал вам о конвергенции стандартов IASB и FASB, представил ее в исторической перспективе, поделился с вами, почему она по-прежнему имеет значение, и продемонстрировал это на примере наших соответствующих проектов по гудвиллу. Суть в том, что мы все должны прилагать усилия для поддержания конвергенции там, где она существует сегодня.

И я рассказал вам о результатах нашей третьей консультации по повестке дня и о том, на чем мы сосредоточим нашу работу в следующие пять лет. Добавив в нашу повестку дня только три новых проекта, мы прислушались к мнению заинтересованных сторон и решили, что лучше меньше, да лучше.

Я надеюсь, что в очередной раз дал вам пищу для размышлений, и желаю всем вам интересной конференции.


ISSB углубляет взаимодействие с юрисдикциями Глобального Юга для продвижения принятия стандартов МСФО по раскрытию информации в области устойчивого развития

Девятого декабря 2022 года Международный совет по стандартам в области устойчивого развития (ISSB) провел круглый стол с рядом юрисдикций, представляющих Глобальный Юг, работая с юрисдикциями для обес­печения принятия и эффективного применения стандартов МСФО по раскрытию информации об устойчивом развитии во всем мире. В круг­лом столе приняли участие представители Бразилии, Чили, Египта, Индонезии, Казахстана, Кении, Нигерии, Мексики, Пакистана, Южной Африки, Шри-Ланки, Узбекистана и Зимбабве, при этом письменные комментарии были получены от Таиланда и Папуа — Новой Гвинеи.

В ходе обсуждения были рассмотрены планы ISSB по пропорциональному включению льгот для компаний, которым необходимо время для эффективного применения стандартов. На заседании также обсуждались вопросы обес­печения эффективной стратегии по наращиванию потенциала на рынках для эффективного раскрытия и использования информации, связанной с устойчивым развитием.

Заместитель председателя ISSB Цзиндун Хуа, председательствовавший на заседании, сказал:
ISSB стремится выпустить стандарты, которые обеспечат общий язык для раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием, путем формирования глобальной основы для рынков капитала. Чтобы эта инициатива стала действительно глобальной, ISSB работает с юрисдикциями по всему миру для обес­печения соответствия Стандартов потребностям и возможности их использования. Ключевым моментом в этой работе является необходимость обес­печения поддержки приложений и наращивания потенциала, особенно в странах Глобального Юга.

Мы благодарим участников круглого стола за уделенное время и высказанные соображения, поскольку мы вместе работаем над со­зданием условий для эффективного применения наших стандартов, и надеемся на дальнейшее взаимодействие в процессе разработки стандартов и подготовки к их принятию юрисдикциями после выхода в 2023 году.


Мохамед Салех, председатель Комитета по развивающимся рынкам IOSCO и председатель управления финансового регулирования Египта, сказал:
Мы слышим большой запрос на глобальный базовый уровень раскрытия информации об устойчивом развитии для рынков капитала, но для его реализации нам необходимо помочь компаниям, особенно на Глобальном Юге, создать потенциал для поддержки эффективного внедрения. Работа, которую проводит ISSB по предоставлению руководства по использованию и применению пропорциональности, будет иметь жизненно важное значение для обес­печения того, чтобы базовый уровень был действительно глобальным и включал Глобальный Юг.

Бразилию представлял CBPS (Бразильский комитет по стандартам устойчивого развития) и фондовая биржа B3.

Сезар Тарабай Санчес, руководитель отдела устойчивого развития компании B3, сказал:
Бразильские компании регулярно заявляют о необходимости гармонизации стандартов раскрытия информации об устойчивом развитии, и поэтому работа, проводимая ISSB, очень важна. Однако, учитывая, что в Бразилии насчитывается около 20 миллионов действующих компаний, наша главная задача — наращивание потенциала, обмен передовым опытом и расширение знаний. Существует огромный спрос на понимание того, как компании могут подготовиться к будущим рискам, связанным с вопросами устойчивого развития. Мы стремимся к постоянному взаимодействию с ISSB, чтобы обеспечить это руководство и поддержку.

Для лучшего сотрудничества с ISSB в Бразилии уже со­здан CBPS (Бразильский комитет по стандартам устойчивого развития) — аналогичный тому, который готовит стандарты бухгалтерского учета для утверждения местными регулирующими органами. CBPS будет заботиться о необходимых процессах, связанных со стандартами устойчивого развития.

Цзиндун Хуа был назначен заместителем председателя ISSB, чтобы контролировать разработку и реализацию стратегий ISSB по поддержке и привлечению заинтересованных сторон в странах с формирующейся и развивающейся экономикой, а также небольших компаний.

Ключевым первым шагом стало объявление о со­здании рамочной программы партнерства для наращивания потенциала, запущенной на COP27 в Шарм-эль-Шейхе в прошлом месяце, где около 30 партнерских организаций взяли на себя обязательства по обес­печению ускоренной готовности юрисдикций к принятию стандартов МСФО по раскрытию информации об устойчивом развитии.

ISSB описывает концепцию устойчивого развития и ее связь с со­зданием финансовой стоимости, а также объявляет о планах по продвижению работы над природными экосистемами и справедливым переходным периодом

Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB) проводит встречу в Монреале для продвижения стандартов МСФО по раскрытию информации об устойчивом развитии в преддверии их пуб­ликации в 2023 году и добился прогресса по ряду тем, имеющих отношение к работе COP15 по биоразнообразию, одновременно проходящей в Монреале (Канада).

От ESG к устойчивому развитию
Чтобы перейти от нынешнего фрагментированного ландшафта раскрытия ESG, в котором отсутствует взаимосвязь и существуют противоречивые концепции, к действительно глобальному общему языку раскрытия финансовой информации, связанной с устойчивым развитием, ISSB на своем заседании в октябре 2022 года согласился с тем, что было бы полезно обосновать свою работу по разработке стандартов, четко сформулировав взаимосвязь между вопросами устойчивого развития и со­зданием финансовой стоимости.

На своем заседании 13 декабря 2022 года ISSB согласовал описание устойчивого развития и пояснил, что способность компании создавать стоимость для своих инвесторов неразрывно связана с заинтересованными сторонами, с которыми она работает и которым служит, c обществом, в котором она работает, и c природными ресурсами, которые она использует.

Это решение основывается на концепции системы интегрированной отчетности, которая помогает компаниям сформулировать, как они используют ресурсы и отношения для со­здания, сохранения и снижения стоимости с течением времени.

Устойчивость будет описана в общем стандарте ISSB по раскрытию информации, связанной с устойчивостью (S1), как способность компании устойчиво поддерживать ресурсы и взаимоотношения, управлять зависимостями и воздействиями в рамках всей экосистемы бизнеса в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Устойчивость — это условие, при котором компания получает доступ к необходимым ресурсам и отношениям (финансовым, человеческим и природным), обеспечивая их надлежащее сохранение, развитие и восстановление для достижения своих целей.

Ссылаясь на эту формулировку процесса со­здания стоимости, компания будет иметь больше возможностей объяснить своим инвесторам, как она устойчиво работает в рамках своей бизнес-экосистемы, устраняя воздействия, рис­ки и возможности, которые могут повлиять на ее показатели и перспективы, чтобы в конечном итоге обеспечить финансовую ценность для инвесторов.

Решение проблемы природных экосистем в связи с климатом
Заслушав серьезные отзывы о связи климата и природы, включая культивируемое и природное биоразнообразие, обезлесение и водные ресурсы, и приняв впоследствии решение на своем октябрьском заседании, ISSB будет исследовать дополнительные усовершенствования, дополняющие Стандарт раскрытия информации, связанной с климатом (S2), включая аспекты, касающиеся природных экосистем и человеческого капитала в рамках перехода к устойчивости к изменению климата (справедливый переход).

Для этого в соответствии с подходом, предусматривающим использование результатов работы рыночных инициатив, основанных на современной передовой практике и мышлении, ISSB рассмотрит работу Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с природой (TNFD), и другие существующие стандарты и раскрытия, связанные с природой, если они имеют отношение к информационным потребностям инвесторов. Это будет включать рассмотрение недавней работы TNFD по вопросам взаимосвязи раскрытия информации о климате и биоразнообразии в рамках аналитического исследования ISSB по дополнению раскрытия информации, связанной с климатом, и раскрытия информации, связанной с природными экосистемами.

Специальные советники по природным экосистемам и работе по обес­печению справедливого перехода
Выступая перед делегатами COP15, Эммануэль Фабер, председатель ISSB, также объявил о назначении еще двух специальных советников — Карин Кемпер и Джорди Хангерфорда — для предоставления стратегических консультаций по вопросам, касающимся природных экосистем и справедливого перехода.

Карин Кемпер до недавнего времени была глобальным директором по вопросам окружающей среды, природных ресурсов и «голубой экономики» Всемирного банка. Г-жа Кемпер будет предоставлять стратегические консультации по целому ряду вопросов, связанных с природными экосистемами. В рамках своей предыдущей должности г-жа Кемпер определяла политику и стратегическое направление работы Всемирного банка в области экономики и финансирования биоразнообразия. В частности, она руководила подготовкой основополагающего отчета «Меняющееся богатство наций», в котором была дана количественная оценка стоимости услуг, оказываемых природными экосистемами мировой и региональной экономике, а также макроэкономических изменений стоимости, вызванных положительным или отрицательным влиянием на развитие человеческого капитала с течением времени. Г-жа Кемпер много публиковалась по вопросам экономики управления водными ресурсами, а также по вопросам управления природными ресурсами и окружающей средой во всем мире.

Джорди Хангерфорд является генеральным директором Совета по управлению финансами коренных народов Канады и одновременно гвичином, чьи традиционные территории находятся на северо-западных территориях и Юконе Канады, а также на Аляске. Г-н Хангерфорд будет предоставлять стратегические консультации по важным для коренных народов вопросам, включая биоразнообразие. Земли, на которых проживает 480 миллионов коренных народов, содержат 80 % оставшегося в мире биоразнообразия. Г-н Хангерфорд обладает большим опытом в области финансов и финансового права, имея опыт работы в качестве юриста по регулированию ценных бумаг, председателя финансового суда и генерального директора, консультанта по вопросам управления и инвестиционного банкира. Он также занимался практикой коренного и корпоративного права в канадской юридической фирме, руководил инициативами по экономическому развитию народа гвичинов и представлял гвичинов на международных форумах по экономическому развитию Арктики.

Выступая перед делегатами COP15, Эммануэль Фабер сказал:
ISSB был со­здан для того, чтобы изменить нынешнюю фрагментированную среду раскрытия информации ESG на глобальный, последовательный язык раскрытия финансовой информации, связанной с устойчивым развитием. Наше разъяснение фундаментальной взаимосвязи между со­зданием финансовой стоимости и устойчивым развитием, заимствованное из концепций интегрированной системы отчетности, заложит основу для нашей работы по разработке стандартов и прояснит, что, хотя мы сосредоточены на информации для инвесторов, со­здание финансовой стоимости зависит от надлежащего сохранения, развития и восстановления всех ресурсов и отношений (включая природные и человеческие), необходимых компании для достижения своих целей.

Карин Кемпер сказала:
ISSB будет играть фундаментальную роль в решении проблем изменения климата и гибели природы, снижении системного риска для планеты, глобальной экономики и финансовой системы. Он заполнит пробел в общественных интересах и предоставит инвесторам практические и глобально применимые параметры. Я надеюсь на сотрудничество с Эммануэлем, чтобы помочь интегрировать темы природных экосистем в работу ISSB и отразить этот важный аспект в развивающихся глобальных стандартах раскрытия информации об устойчивом развитии. Этот момент особенно своевременен, учитывая ожидания того, что в результате COP15 будет разработана Глобальная рамочная программа по биоразнообразию на период после 2020 года и потребуются инновационные последующие действия, связывающие биоразнообразие, экономику и финансы.

Джорди Хангерфорд сказал:
Для меня большая честь быть назначенным специальным советником председателя ISSB. Коренные народы всего мира, признанные Декларацией ООН о правах коренных народов и управляющие значительной частью биоразнообразия Земли, привносят важную перспективу в работу ISSB по раскрытию информации об устойчивом развитии и факторах, влияющих на стоимость предприятия. Я с нетерпением жду совместной работы с председателем, чтобы способствовать диалогу и инклюзивности. Haii' cho! Спасибо!
Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z 0-9 ! ? % @ # $ % ^ ~ & * | / ( ) [ ] { } < > _ - + : ; . , ` и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение и мы ответим Вам в ближайшее время. Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ