Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Международные новости

Международные новости

Автор публикации

Попечители Фонда МСФО назначили еще четырех членов Совета по международным стандартам устойчивого развития

Попечители Фонда МСФО сегодня объявили о назначении Ричарда Баркера, Верити Чегар, Бинга Ленга и Ндиди Нноли-Эдозиен в качестве первых членов Совета по международным стандартам устойчивого развития (ISSB).

Ричард Баркер в настоящее время является заместителем декана и профессором бухгалтерского учета в Saїd Business School, Оксфордский университет, Великобритания. В этой должности он руководит инициативами Оксфордской школы Saїd в области устойчивого бизнеса. Он опубликовал широкий спектр научных работ по бухгалтерскому учету и раскрытию информации об устойчивом развитии. Он возглавляет экспертную группу «Учет в интересах устойчивого развития» (A4S) и ранее был членом нескольких комитетов и органов, занимающихся вопросами корпоративной отчетности в Великобритании и Европе, включая Совет по корпоративной отчетности Великобритании, Консультативный совет по финансовой отчетности и Комитет по стандартам бухгалтерского учета Европейской ассоциации бухгалтерского учета. Профессор Баркер также работал научным сотрудником в Совете по международным стандартам финансовой отчетности.

Верити Чегар привнесла в ISSB богатый опыт в области инвестиций и установления стандартов. Она обладает 20-летним опытом в области устойчивого инвестирования и управления, управления портфелем и инвестиционных исследований как с точки зрения владельцев активов, так и с точки зрения управляющих активами. Она перешла на работу в Пенсионную систему учителей штата Калифорния (CalSTRS), где возглавляет работу пенсионного фонда по вопросам политики в области устойчивого инвестирования и управления, а также руководит работой фонда по достижению цели «чистый ноль». Ранее г-жа Чегар работала в компании BlackRock, где она интегрировала соображения устойчивого развития в инвестиционный процесс, взаимодействие с портфельными компаниями и голосование по доверенности. В настоящее время она также является со-вице-председателем Совета по стандартам учета в области устойчивого развития (SASB), где с 2017 года курирует разработку и поддержание отраслевых стандартов SASB.

Бинг Ленг в настоящее время является директором Департамента регулирования бухгалтерского учета Министерства финансов Китая, где он курирует инициативы по отчетности в области устойчивого развития. Он инициировал и возглавил реализацию нескольких программ, связанных с отчетностью, включая разработку цифровых таксономий для обес­печения электронной отчетности и планов, направленных на перевод бухгалтерской профессии в цифровой формат. Г-н Ленг является членом консультативной группы по таксономии МСФО Совета по международным стандартам финансовой отчетности, а также членом совета директоров XBRL International. Он является доктором менеджмента и имеет степень магистра бухгалтерского учета Тяньцзиньского университета финансов и экономики.

Карьера Ндиди Нноли-Эдозиен была сосредоточена на установлении связей между бизнесом и устойчивым развитием. Она работала с многонациональными и местными компаниями, государственными учреждениями и организациями гражданского общества в Африке и Европе, инициируя инициативы в области устойчивого развития. В своей последней должности она была инаугурационным директором по устойчивому развитию и управлению компании Dangote Industries Limited — одного из крупнейших производственных предприятий Африки. В этой должности она отвечала за развитие культуры устойчивого развития, стратегии и отчетности компании в 14 странах. Д-р Нноли-Эдозиен основала несколько советов, комитетов и инициатив, посвященных корпоративной культуре, инвестициям, отчетности и управлению в области устойчивого развития, и работала в них.

Все назначенные лица приступят к исполнению своих обязанностей в качестве штатных членов ISSB в июле 2022 года.

Попечители стремятся обеспечить соответствующее разнообразие в составе ISSB и находятся на продвинутой стадии набора новых членов Совета. О назначениях для достижения кворума ISSB (восемь членов) с целью завершения первых назначений в Совет в третьем квартале 2022 года будет объявлено в ближайшее время.

Первое открытое заседание Совета по международным стандартам устойчивого развития состоится в офисе ISSB во Франкфурте на неделе, начинающейся 18 июля. Информация о том, как наблюдать за заседанием в режиме онлайн, будет доступна в календаре заседаний Фонда МСФО.

Эркки Лииканен, председатель попечительского совета Фонда МСФО, сказал:
Я рад, что наш первый раунд назначений в ISSB для работы с председателем Эммануэлем Фабером и заместителем председателя Сью Ллойд привнес в ISSB сочетание взаимодополняющего опыта и навыков. Мы будем продолжать уделять внимание созданию разнообразного состава ISSB по мере того, как мы будем вводить в состав Совета новых членов.

Эммануэль Фабер, председатель ISSB, сказал:
Я рад приветствовать Ричарда, Верити, Бинга и Ндиди в ISSB. Все они увлечены вопросами устойчивого развития и отчетности и помогут ISSB успешно начать работу, пока мы готовимся к обсуждению отзывов, полученных в ходе нашей текущей консультации.

Ричард Баркер сказал:
Являясь давним сторонником создания международного стандарта по раскрытию информации в области устойчивого развития, я очень рад присоединиться к ISSB.

Верити Чегар сказала:
Инвесторам необходимы сопоставимые, последовательные и надежные данные об устойчивом развитии для принятия инвестиционных и управленческих решений по всем глобальным портфелям и классам активов. Я рада, что ISSB взял на себя обязательство развивать отраслевые стандарты SASB, и с нетерпением жду возможности помочь в предоставлении инвесторам глобальной базовой информации, полезной для принятия решений.

Бинг Ленг сказал:
Для меня большая честь присоединиться к ISSB в качестве одного из первых членов, и я с нетерпением жду начала работы с коллегами и заинтересованными сторонами над созданием набора высококачественных стандартов раскрытия информации по МСФО в области устойчивого развития в качестве комплексной глобальной основы.

Ндиди Нноли-Эдозиен сказала:
Для меня большая честь присоединиться к ISSB, и я намерена привнести в работу Совета свой опыт, накопленный за многие годы работы в области взаи­модействия бизнеса и устойчивого развития в Африке и Европе.

Вакансия редактора в Фонде МСФО

Зарплата: зависит от опыта, плюс щедрые льготы.

Место работы: Canary Wharf, Лондон; 40 % работы в офисе, 60 % работы из дома.

Продолжительность: постоянная.

Часы: 35 в неделю.

Подчинение: старший редактор.

Кого мы ищем
Важно, чтобы публикации советов и Фонда были самого высокого качества. Редакторы помогают обеспечить соответствие публикаций советов и Фонда этим высоким стандартам. Они также содействуют высшему руководству Фонда в доработке международных соглашений и документов по управлению Фондом и помогают команде по коммуникациям поддерживать качество и согласованность выступлений, веб-страниц, пресс-релизов и сценариев вебинаров.

Таким образом, редактирование вышеназванных документов и об­учение людей их написанию напрямую способствуют четкости, последовательности, переводу и применению стандартов МСФО по бухгалтерскому учету и стандартов МСФО по раскрытию информации об устойчивом развитии. Эта должность предназначена для поддержки нового Совета Фонда по разработке стандартов — Совета по международным стандартам устойчивого развития.

В данном описании должности изложены конкретные обязанности, а также навыки и качества, которые мы ищем.

Кандидаты, желающие быть рассмотренными на эту вакансию, должны обладать:
  • отличным знанием письменного английского языка, способностью упрощать квазизаконодательные материалы;
  • структурированным и аналитическим подходом, способностью общаться кратко, тактично и напористо (окончательное решение о содержании документов остается за составителем);
  • отличными организаторскими навыками, включая способность работать точно в сжатые сроки, с высоким уровнем внимания к деталям;
  • значительным опытом работы на аналогичной должности, в идеале — опытом работы с техническими публикациями законодательного характера (опыт редактирования бухгалтерских стандартов не является обязательным требованием для данной должности);
  • сертифицированной подготовкой в области редактирования или корректуры, подтвержденной дипломом или степенью;
  • искренним стремлением помочь другим улучшить свой письменный английский.

Как подать заявку
Пожалуйста, отправьте подробное резюме и сопроводительное письмо с описанием ваших ожиданий по зарплате и того, почему вы соответствуете требованиям данной должности, на адрес recruitment@ifrs.org.

В связи с большим количеством поступающих ответов мы не можем отвечать на каждую заявку индивидуально. Если вы не получите от нас ответа в течение двух недель после даты закрытия вакансии, вы можете считать, что ваша заявка была отклонена.

Обновление IFRIC за июнь 2022 года

IFRIC Update — это краткое изложение решений, принятых Комитетом по интерпретациям МСФО (далее — Комитет) на открытых заседаниях. Предыдущие обновления можно найти в архиве IFRIC Update.

Комитет провел заседание 14–15 июня 2022 года и обсудил:
  • план работы,
  • поддержку последовательного применения.

Предварительные решения Комитета по повестке дня
Комитет обсудил следующие вопросы и предварительно решил не добавлять проекты по разработке стандартов в план работы. Комитет пересмотрит эти предварительные решения, включая причины отказа от добавления проектов по установлению стандартов, на одном из будущих заседаний. Комитет приглашает представить комментарии по предварительным решениям повестки дня. Заинтересованные стороны могут оставить свои комментарии на странице, открытой для комментариев. Все комментарии будут размещены на нашем сайте в открытом доступе, если только респондент не попросит о конфиденциальности и мы не удовлетворим эту просьбу. Обычно мы не удовлетворяем такие просьбы, если они не подкреплены веской причиной, например коммерческой тайной. Комитет рассмотрит все комментарии, полученные в письменном виде до даты окончания срока подачи заявок включительно; комментарии, полученные после этой даты, не будут анализироваться в документах повестки дня, рассматриваемых Комитетом.

Мультивалютные группы договоров страхования (МСФО 17 «Договоры страхования» и МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов») (повестка дня 6)
Комитет получил запрос о том, как учитывать договоры страхования, генерирующие денежные потоки более чем в одной валюте.

В запросе спрашивалось:
  1. учитывает ли организация риски изменения валютных курсов при применении МСФО 17 для определения портфелей договоров страхования;
  2. как организация применяет МСФО (IAS) 21 в сочетании с МСФО (IFRS) 17 при оценке группы договоров страхования, генерирующих денежные потоки более чем в одной валюте (мультивалютная группа договоров страхования).

Определение портфелей договоров страхования
МСФО (IFRS) 17 требует от компании признавать и оценивать группы договоров страхования. Первым шагом в создании групп договоров страхования является определение портфелей договоров страхования. В параграфе 14 МСФО (IFRS) 17 говорится, что «портфель включает договоры, подверженные аналогичным рискам и управляемые совместно». В запросе спрашивается, входят ли риски изменения валютных курсов в число рисков, которые организация учитывает при оценке того, являются ли договоры страхования «подверженными аналогичным рискам».

МСФО 17 дает определение финансового риска и страхового (нефинансового) риска. Финансовый риск определяется как «риск возможного будущего изменения... [курса] валюты». Когда МСФО 17 требует от организации учитывать или отражать только определенные риски (например, только нефинансовый риск), он прямо указывает на риски, которые необходимо учитывать или отражать. Следовательно, Комитет пришел к выводу, что, поскольку в параграфе 14 МСФО (IFRS) 17 говорится об «аналогичных рисках» без указания конкретных видов риска, организация должна учитывать все риски, включая риск изменения курса валют, при определении портфелей договоров страхования. Однако «аналогичные риски» не означает «идентичные риски». Поэтому организация может определить портфели договоров, которые включают договоры, подверженные различным валютным рискам. Комитет отметил, что то, что организация считает «аналогичными рисками», будет зависеть от характера и степени рисков по договорам страхования организации.

Оценка мультивалютной группы договоров страхования
Организация оценивает группу договоров страхования по сумме денежных потоков от исполнения договора и маржи за обслуживание по договору. Параграф 30 МСФО (IFRS) 17 гласит, что «при применении МСФО (IAS) 21... к группе договоров страхования, генерирующих денежные потоки в иностранной валюте, организация должна рассматривать группу договоров, включая маржу договорного обслуживания, как денежную статью».

Параграф 8 МСФО (IAS) 21 определяет монетарные статьи как «единицы валюты, имеющиеся в наличии, а также активы и обязательства, которые должны быть получены или оплачены в фиксированном или определяемом количестве единиц валюты», а параграф 20 описывает операцию в иностранной валюте как «операцию, которая выражена или требует расчетов в иностранной валюте». Параграфы 21–24 МСФО (IAS) 21 требуют от организации:
  1. признавать при первоначальном признании сделки в иностранной валюте в функциональной валюте по курсу спот на дату сделки;
  2. определять балансовую стоимость денежной статьи в соответствии с другими соответствующими стандартами бухгалтерского учета;
  3. переводить на конец отчетного периода денежные статьи в иностранной валюте в функциональную валюту по курсу на конец периода.

При применении МСФО (IFRS) 17 для группы договоров страхования существует единая маржа договорных услуг. Соответственно, если организация определила, что для целей применения МСФО (IAS) 21 маржа договорных услуг выражена в нескольких валютах денежных потоков в группе, организация должна:
  1. оценить, является ли группа договоров обременительной, рассматривая маржу договорных услуг как единую сумму после пересчета в функциональную валюту;
  2. определить сумму маржи договорного обслуживания для признания в составе прибыли или убытка путем применения единого метода определения единиц покрытия, предоставленных в текущем периоде и ожидаемых к предоставлению в будущем.

В свете проведенного анализа Комитет рассмотрел вопрос о включении в план работы проекта по разработке стандартов по учету валютных аспектов договоров страхования. Комитет отметил, что он не получил доказательств того, что такой проект будет достаточно узким по охвату, чтобы Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) или Комитет могли эффективно его рассмотреть. Следовательно, Комитет [решил] не добавлять проект по установлению стандартов в план работы.

Решения по повестке дня для рассмотрения Советом по МСФО

Денежные средства, полученные посредством электронного перевода в качестве расчета за финансовый актив (МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты») (повестка дня 3)
Комитет рассмотрел отзывы на предварительное решение по повестке дня, опубликованное в обновлении IFRIC в сентябре 2021 года, относительно признания денежных средств, полученных через систему электронных переводов, в качестве расчетов за финансовый актив.

Комитет завершил обсуждение данного решения по повестке дня. В соответствии с п. 8.7 Руководства по надлежащей процедуре Фонда МСФО Совет по МСФО рассмотрит это решение повестки дня на одном из будущих заседаний. Если Совет по МСФО не возражает против решения по повестке дня, оно будет опубликовано в дополнении к данному обновлению IFRIC.

Отрицательные кредиты на автомобили с низким уровнем выбросов (МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы») (повестка дня 4)
Комитет рассмотрел отзывы на предварительное решение по повестке дня, опубликованное в обновленной версии IFRIC в феврале 2022 года, о том, приводят ли конкретные меры по стимулированию сокращения выбросов углекислого газа автомобилями к возникновению обязательств, соответствующих определению обязательства в МСФО (IAS) 37.

Комитет завершил обсуждение данного решения по повестке дня. В соответствии с п. 8.7 Руководства по надлежащей процедуре Фонда МСФО Совет по МСФО рассмотрит это решение повестки дня на своем заседании в июле 2022 года. Если Совет по МСФО не будет возражать против решения по повестке дня, оно будет опубликовано в июле 2022 года в виде дополнения к данному обновлению IFRIC.

Приобретательные компании специального назначения (SPAC): классификация публичных акций как финансовых обязательств или капитала (МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации») (повестка дня 5)
Комитет рассмотрел отзывы на предварительное решение по повестке дня, опубликованное в обновленной версии IFRIC в марте 2022 года, о том, как компания по приобретению специального назначения, применяющая МСФО (IAS) 32, должна классифицировать выпущенные ею публичные акции — как финансовые обязательства или как долевые инструменты.

Комитет завершил обсуждение этого решения повестки дня. В соответствии с п. 8.7 Руководства по надлежащей процедуре Фонда МСФО Совет по МСФО рассмотрит данное решение повестки дня на своем заседании в июле 2022 года. Если Совет по МСФО не будет возражать против решения по повестке дня, оно будет опубликовано в июле 2022 года в виде дополнения к данному обновлению IFRIC.

Передача страхового покрытия по группе аннуитетных договоров (МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования») (повестка дня 7)
Комитет рассмотрел отзывы на предварительное решение по повестке дня, опубликованное в Обновлении IFRIC в марте 2022 года, относительно группы договоров аннуитета; в частности, как организация определяет сумму маржи за обслуживание по договору для признания в составе прибыли или убытка за период в связи с передачей страхового покрытия для дожития в этом периоде.

Комитет завершил обсуждение данного решения повестки дня. В соответствии с п. 8.7 Руководства по надлежащей процедуре Фонда МСФО Совет по МСФО рассмотрит данное решение повестки дня на своем заседании в июле 2022 года. Если Совет по МСФО не будет возражать против решения по повестке дня, оно будет опубликовано в июле 2022 года в виде дополнения к данному обновлению IFRIC.

Прочие вопросы

Консолидация негиперинфляционной дочерней компании гиперинфляционной материнской компанией (МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» и МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции») (повестка дня 2)
Комитет обсудил вопрос об учете, применяемом материнской компанией, функциональная валюта которой является валютой страны с гиперинфляционной экономикой, при консолидации дочерней компании, функциональная валюта которой является валютой страны без гиперинфляции.

Комитет пришел к выводу, что, применяя требования МСФО (IAS) 21 и МСФО (IAS) 29 к представленной схеме, материнская компания может пересчитать или не пересчитывать результаты и финансовое положение дочерней компании с точки зрения единицы измерения, действующей на конец отчетного периода.

Следующий шаг
Комитет примет решение о включении проекта по установлению стандартов в план работы на одном из будущих заседаний после рассмотрения информации, которая будет получена в результате дальнейших исследований и информационно-разъяснительной работы по данной теме.

Текущая работа (повестка дня 8)
Комитет получил обновленную информацию о статусе открытых вопросов, не обсуждавшихся на его заседании в июне 2022 года.

Дополнение к обновлению IFRIC — решения Комитета по повестке дня
Решения по повестке дня во многих случаях включают пояснительный материал. Пояснительный материал может предоставить дополнительные сведения, которые могут изменить понимание организацией принципов и требований стандартов МСФО. В связи с этим организация может решить, что ей необходимо изменить учетную политику в результате решения по повестке дня. Предполагается, что организация будет иметь право на достаточное время для принятия такого решения и реализации любого необходимого изменения учетной политики (например, организации может понадобиться получить новую информацию или адаптировать свои системы для реализации изменения). Определение того, сколько времени достаточно для внесения изменений в учетную политику, является вопросом суждения, которое зависит от конкретных фактов и обстоятельств организации. Тем не менее ожидается, что организация должна своевременно внедрить любое изменение и, если оно существенно, рассмотреть вопрос о том, требуется ли раскрытие информации, связанной с этим изменением, в соответствии со стандартами МСФО.

Комитет обсудил следующие вопросы и решил не добавлять проекты по разработке стандартов в план работы.

Отрицательные кредиты на автомобили с низким уровнем выбросов (МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы») (повестка дня 4)
Опубликован в июле 2022 года. (В соответствии с п. 8.7 Руководства по надлежащей процедуре на своем заседании в июле 2022 года Совет по МСФО обсудил это решение повестки дня и не возражал против него.)

Комитет получил запрос о том, приводят ли конкретные меры по стимулированию сокращения выбросов углекислого газа автомобилями к возникновению обязательств, отвечающих определению обязательства в МСФО (IAS) 37.

Запрос
В запросе описывались правительственные меры, применяемые к организациям, которые производят или импортируют пассажирские автомобили для продажи на определенном рынке. Согласно этим мерам предприятия получают положительные кредиты, если в течение календарного года они произвели или импортировали автомобили, средний уровень выбросов топлива которых ниже установленного правительством целевого показателя. Организации получают отрицательные кредиты, если в этом году они произвели или импортировали транспортные средства, средние выбросы топлива которых превышают целевой показатель.

Меры требуют, чтобы организация, получающая отрицательные кредиты в течение одного года, устранила эти отрицательные кредиты путем получения и сдачи положительных кредитов. Организация может получить положительные кредиты либо путем их покупки у другой организации, либо путем их самостоятельной генерации в следующем году (путем производства или импорта большего количества автомобилей с низким уровнем выбросов). Если организация не сможет ликвидировать свои отрицательные кредиты, правительство может наложить на нее санкции. Эти санкции не потребуют уплаты штрафов или пеней или какого-либо другого оттока ресурсов, воплощающих экономические выгоды, но могут лишить предприятие возможностей в будущем, например ограничить его доступ на рынок.

В запросе рассматривалась позиция организации, которая произвела или импортировала автомобили со средним уровнем выбросов топлива, превышающим установленный правительством целевой показатель, и задавался вопрос о том, имеет ли такая организация текущее обязательство, соответствующее определению обязательства в МСФО (IAS) 37.

Применимые требования
Параграф 10 МСФО (IAS) 37:
  1. определяет обязательство как «текущее обязательство организации, возникающее в результате прошлых событий, погашение которого, как ожидается, приведет к оттоку из организации ресурсов, заключающих в себе экономические выгоды»;
  2. различает юридические обязательства (которые вытекают из договора, законодательства или иного действия закона) и конструктивные обязательства (которые вытекают из действий организации);
  3. определяет обязывающее событие как «событие, создающее юридическое или конструктивное обязательство, в результате которого у организации нет реальной альтернативы погашению этого обязательства».

Организация не имеет реальной альтернативы погашению обязательства только в том случае, если погашение может быть обес­печено принудительно по закону или, в случае конструктивного обязательства, если действия организации создали у других сторон обоснованные ожидания того, что организация выполнит обязательство (параграф 17 МСФО (IAS) 37).

Комитет отметил, что при определении наличия обязательства организация, описанная в запросе, должна рассмотреть:
  1. приведет ли погашение обязательства по устранению отрицательных кредитов к оттоку ресурсов, заключающих в себе экономические выгоды;
  2. какое событие создает текущее обязательство по устранению отрицательных кредитов;
  3. нет ли у организации реалистичной альтернативы погашению обязательства.

Выводы Комитета
Отток ресурсов, воплощающих экономические выгоды
Организация может погасить обязательство по ликвидации отрицательных кредитов либо путем покупки кредитов у другой организации, либо путем самостоятельной генерации положительных кредитов в следующем году. Комитет пришел к выводу, что любой из методов урегулирования обязательства приведет к оттоку ресурсов, воплощающих экономические выгоды. Эти ресурсы представляют собой положительные кредиты, которые организация сдала бы для устранения отрицательного сальдо. В противном случае организация могла бы использовать самостоятельно созданные положительные кредиты для других целей, например для продажи другим организациям с отрицательными кредитами.

Событие, которое создает текущее обязательство
Определение обязательства в МСФО (IAS) 37 требует, чтобы организация имела «текущее обязательство... возникшее в результате прошлых событий». Параграф 19 МСФО (IAS) 37 добавляет, что определению обязательства отвечают только те обязательства, которые возникли в результате прошлых событий и существуют независимо от будущих действий организации. Две интерпретации МСФО (IFRIC) МСФО (IAS) 37 содержат дополнительные требования; в них рассматриваются конкретные виды государственных сборов и указывается, какие события приводят к возникновению текущего обязательства по этим видам сборов:
  1. IFRIC 6 «Обязательства, возникающие в результате участия в конкретном рынке — отходы электрического и электронного оборудования» рассматривает плату за расходы на утилизацию отходов. Законодательство связывает это начисление с участием организации в определенном рынке в определенный период. Согласно IFRIC 6 обязательство возникает, когда организация осуществляет деятельность, с которой связан сбор;
  2.  IFRIC 21 «Сборы» рассматривает сборы, взимаемые правительствами. Согласно консенсусу в IFRIC 21, событием, приводящим к возникновению обязательства по уплате сбора, является деятельность, которая приводит к уплате сбора, как это определено в применимом законодательстве.

В схеме, описанной в запросе, деятельность, которая вызывает требование об устранении отрицательных кредитов (или, другими словами, деятельность, с которой меры связывают это требование), — это производство или импорт транспортных средств со средним уровнем выбросов топлива, превышающим целевой показатель правительства. Если в течение календарного года организация произвела или импортировала транспортные средства со средними выбросами топлива, превышающими целевой показатель правительства, то обязательство:
  1. возникло в результате прошлых событий;
  2. существует независимо от будущих действий организации (будущего ведения ее бизнеса). Будущие действия организации будут определять только то, каким способом организация погасит свое настоящее обязательство: приобретет ли она положительные кредиты у другой организации или сама создаст положительные кредиты путем производства или импорта большего количества автомобилей с низким уровнем выбросов.

Поэтому Комитет пришел к выводу, что при описанной в запросе схеме действий деятельность, приводящая к возникновению текущего обязательства, заключается в производстве или импорте транспортных средств, выбросы топлива которых, усредненные по всем транспортным средствам, произведенным или импортированным в этом календарном году, превышают целевой показатель правительства.

Комитет отметил, что текущее обязательство может возникнуть в любую дату в течение календарного года (на основе производственной или импортной деятельности организации до этой даты), а не только в конце календарного года.

Отсутствие реалистичной альтернативы урегулированию обязательства
Комитет пришел к выводу, что меры, описанные в запросе, могут привести к возникновению юридического обязательства:
  1. обязательства, возникающие в соответствии с мерами, вытекают из действия закона;
  2. санкции, которые правительство может наложить в соответствии с мерами, будут являться механизмом, с помощью которого урегулирование может быть принудительным по закону.

Организация будет иметь юридическое обязательство, которое может быть исполнено по закону, если принятие возможных санкций за неурегулирование не является реалистичной альтернативой для этой организации.

Комитет отметил, что определение того, является ли принятие санкций реалистичной альтернативой для организации, требует суждения. Вывод будет зависеть от характера санкций и конкретных обстоятельств организации.

Возможность возникновения конструктивного обязательства

Комитет пришел к выводу, что если организация определит, что у нее нет юридического обязательства устранить свои негативные кредиты, то ей необходимо будет рассмотреть вопрос о том, есть ли у нее конструктивное обязательство сделать это. Конструктивное обязательство может возникнуть, если она:
  1. в течение календарного года производила или импортировала транспортные средства со средним уровнем выбросов топлива, превышающим установленный правительством целевой показатель;
  2. предприняла действия, которые создают у других сторон обоснованные ожидания, что она устранит возникшие отрицательные кредиты, например сделала достаточно конкретное текущее заявление о том, что она это сделает.

Другие требования МСФО (IAS) 37
В запросе был задан вопрос только о том, приводят ли меры правительства к возникновению обязательств, отвечающих определению обязательства в МСФО (IAS) 37. Комитет отметил, что, выявив такое обязательство, организация будет применять другие требования МСФО (IAS) 37 для определения способа оценки обязательства. Комитет не обсуждал этих других требований.

Комитет пришел к выводу, что принципы и требования Стандартов МСФО по бухгалтерскому учету обеспечивают достаточную основу для того, чтобы организация могла определить, есть ли у нее обязательство, соответствующее определению обязательства в МСФО (IAS) 37, в ситуации, описанной в запросе. Соответственно, Комитет решил не добавлять проект по разработке стандартов в план работы.


Компании по приобретению специального назначения (SPAC): классификация публичных акций как финансовых обязательств или капитала (МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации») (повестка дня 5)
Опубликовано в июле 2022 года.

Комитет получил запрос о том, как классифицирует компания по приобретению специального назначения (SPAC) при применении МСФО (IAS) 32 выпущенные ею публичные акции: как финансовые обязательства или как долевые инструменты. SPAC — это зарегистрированная на бирже компания, созданная для приобретения еще не идентифицированной компании-цели.

В запросе описана SPAC, которая выпускает два класса акций: акции учредителей (класс А) и публичные акции (класс B). Акционеры класса B:
  1. имеют индивидуальное договорное право требовать возмещения стоимости своих акций, если акционеры SPAC одобрят приобретение целевой компании;
  2. получают компенсацию, если SPAC ликвидируется. SPAC ликвидируется, если в течение определенного периода не будет приобретена целевая компания;
  3. вместе с акционерами класса А имеют договорное право продлить срок действия SPAC на неопределенное время, если целевая компания не будет приобретена.

В запросе был задан вопрос о влиянии договорного права акционеров продлить срок действия SPAC на неопределенное время на классификацию акций класса В; в частности, считается ли решение акционеров о продлении срока действия SPAC находящимся под контролем SPAC. Такая оценка необходима для определения того, имеет ли SPAC безусловное право избежать поставки денежных средств или другого финансового актива для погашения договорного обязательства.

Комитет отметил, что МСФО (IAS) 32 не содержит требований к тому, как оценить, рассматривается ли решение акционеров как решение организации. Комитет признал, что аналогичные вопросы о решениях акционеров возникают и в других обстоятельствах. Оценка того, рассматривается ли решение акционеров как решение организации, была определена как один из практических вопросов, который Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) будет рассматривать в рамках своего проекта «Финансовые инструменты с характеристиками капитала» (FICE). Комитет пришел к выводу, что вопрос, описанный в запросе, сам по себе является слишком узким, чтобы Совет по МСФО или Комитет могли решить его экономически эффективным образом. Вместо этого Совету по МСФО следует рассмотреть данный вопрос в рамках более широкого обсуждения проекта FICE. По этим причинам Комитет решил не добавлять проект по разработке стандартов в план работы. Тем не менее Комитет отметил важность раскрытия SPAC в примечаниях к финансовой отчетности информации о классификации публичных акций.

Передача страхового покрытия по группе аннуитетных договоров (МСФО 17 «Договоры страхования») (повестка дня 7)
Опубликовано в июле 2022 года.

Комитет получил запрос о группе договоров аннуитета. В запросе спрашивалось, как организация определяет сумму маржи за обслуживание по договору для признания в составе прибыли или убытка за период в связи с передачей страхового покрытия на дожитие в этом периоде.

Фактическая ситуация
В запросе описывалась группа договоров аннуитета, по которым страхователь каждого договора:
  1. платит премию вперед и не имеет права отменить договор или потребовать возврата денег;
  2. получает периодический платеж с начала аннуитетного периода до тех пор, пока страхователь остается в живых (например, фиксированную сумму в размере 100 у. е. за каждый год, когда страхователь остается в живых);
  3. не получает никаких других услуг по договору (например, никаких других видов страхового покрытия или услуг по возврату инвестиций).

Данная схема относится к группам договоров, по которым аннуитетный период начинается сразу после заключения договора («немедленный аннуитет»), а также к тем, по которым аннуитетный период начинается в определенную дату после заключения договора («отложенный аннуитет») — например, договор, заключенный в 2022 году, по которому ан­нуитетный период начинается в 2042 году.

Применимые требования МСФО (IFRS) 17
Параграф 44(e) МСФО (IFRS) 17 требует от организации скорректировать балансовую стоимость маржи договорных услуг на сумму, признанную в качестве страховой выручки в связи с передачей услуг по договору страхования в отчетном периоде. Организация определяет эту сумму путем распределения маржи договорных услуг на текущий и оставшийся период покрытия с применением параграфа B119 МСФО (IFRS) 17.

Параграф B119 МСФО (IFRS) 17 гласит, что организация признает в прибыли или убытке в каждом периоде сумму маржи договорных услуг, отражающую услуги по договору страхования, оказанные по группе договоров страхования в этом периоде. Сумма определяется путем:
  1. идентификации единиц покрытия в группе. Количество единиц покрытия в группе — это количество услуг по договору страхования, предоставляемых договорами в группе, определяемое путем рассмотрения для каждого договора количества выплат, предоставляемых по договору, и его ожидаемого периода покрытия;
  2. распределения маржи договорных услуг на конец периода поровну между каждой единицей покрытия, предоставленной в текущем периоде и ожидаемой к предоставлению в будущем;
  3. признания в составе прибыли или убытка суммы, отнесенной на единицы покрытия, предоставленные в данном периоде.

Определение услуг по договору страхования в Приложении А к МСФО 17 описывает страховое покрытие как «покрытие на случай наступления страхового случая». Страховой случай определяется как «неопределенное будущее событие, покрываемое договором страхования, которое создает страховой риск».

Методы применения требований к фактической ситуации
Требование устанавливает два метода определения для каждого договора в группе количества выплат страхового покрытия в текущем периоде и ожидаемого количества выплат в будущем.

Метод 1


Текущий период

Ожидается в будущем

Определяется на основе аннуитетного платежа, который страхователь может обоснованно потребовать в текущем периоде

Определяется на основе текущей стоимости аннуитетных платежей, которые, как ожидается, страхователь сможет обоснованно потребовать в будущем до конца периода покрытия (остаток ожидаемых будущих аннуитетных платежей на конец текущего периода)


Метод 2

Текущий период

Ожидается в будущем

Определяется на основе общей суммы ан­­нуитетного платежа, который страхователь может обоснованно потребовать в текущем периоде, и текущей стоимости аннуитетных платежей, которые страхователь, как ожидается, сможет обоснованно потребовать в будущем до конца периода покрытия (остаток ожидаемых будущих аннуитетных платежей на конец текущего периода)

Определяется на основе текущей стоимости остатков ожидаемых будущих аннуитетных платежей на начало каждого будущего периода до конца периода покрытия


Применение параграфа B119 МСФО (IFRS) 17
Применяя параграф B119(a) МСФО (IFRS) 17, организация:
  1. определяет услуги по договору страхования, которые должны быть предоставлены в рамках группы договоров. В схеме фактов, описанной в запросе, страховое покрытие на случай дожития является единственной услугой по договору страхования, предоставляемой в рамках группы договоров;
  2. рассматривает ожидаемый период покрытия для каждого договора в группе. В схеме, описанной в запросе, ожидаемый период покрытия будет отражать ожидания организации относительно того, как долго страхователь проживет;
  3. рассматривает количество выплат, предоставляемых по каждому договору в группе.

МСФО (IFRS) 17 не предписывает метода определения количества выплат, предоставляемых по договору. Вместо этого организация должна использовать метод, отвечающий принципу, изложенному в параграфе B119. Метод заключается в отражении услуг по договору страхования, оказанных в каждом периоде. При выборе метода, отвечающего этому принципу, организация рассматривает выгоды, предоставленные страхователю по договору в отношении оказанных услуг по договору страхования, и когда эти выгоды были предоставлены. В зависимости от фактов и обстоятельств этому принципу могут соответствовать различные методы.

В фактической модели, описанной в запросе, условия договора аннуитета предоставляют страхователю право требовать периодическую сумму (100 у. е. в примере) с начала аннуитетного периода до тех пор, пока страхователь остается в живых. Следовательно, Комитет отметил, что:
  1. выгоды, предоставляемые страхователю по договору в отношении страхового покрытия на случай дожития, заключаются в праве страхователя требовать периодическую сумму до тех пор, пока он остается в живых. Страхователь также получает выгоду от передачи организации риска, связанного с неопределенностью в отношении того, как долго он проживет. Однако МСФО (IFRS) 17 требует, чтобы организация учитывала этот страховой риск в корректировке нефинансового риска отдельно от маржи договорных услуг;
  2. выгоды в виде возможности требовать периодическую сумму предоставляются страхователю в каждый год дожития страхователя с начала аннуитетного периода:
    1. страхователь не имеет права требовать сумму для выживания в периоды до начала периода аннуитета. Организация принимает на себя страховой риск с момента заключения договора, но не предоставляет страхователю никаких выгод в виде сумм, которые могут быть востребованы до начала периода аннуитета. Параграфы BC140–BC141 Оснований для выводов по МСФО (IFRS) 17 объясняют, что организация может принимать страховой риск до того, как она обязана оказать услугу страхового покрытия;
    2. выживание в одном году не дает страхователю права требовать суммы, компенсирующие выживание в последующие годы; то есть право страхователя требовать суммы в последующие годы зависит от того, выживет ли страхователь в эти последующие годы.

Заключение Комитета
Комитет пришел к выводу, что при применении МСФО (IFRS) 17 для определения размера вознаграждения по страхованию дожития, предоставляемого по каждому договору аннуитета, следует использовать метод, основанный:
  1. на сумме аннуитетного платежа, на которую страхователь может обоснованно претендовать (метод 1). Этот метод соответствует принципу, изложенному в параграфе B119 МСФО (IFRS) 17, который заключается в отражении страхового покрытия, предоставляемого в каждом периоде, путем:
    1. отнесения количества выплат только к периодам, в которых может произойти страховой случай (выживание страхователя), в результате чего страхователь имеет право предъявить действительное требование;
    2. согласования количества выплат, предоставляемых в период, с суммой, которую страхователь может обоснованно потребовать, если в этот период произойдет страховой случай;
  2. на приведенной стоимости ожидаемых будущих аннуитетных платежей (метод 2). Этот метод не соответствует принципу параграфа B119 МСФО 17 об отражении страхового покрытия, предоставляемого в каждом периоде, поскольку это означает:
    1. отнесение количества выплат к периодам, в которых страховой случай не наступает (например, к периоду отсрочки по договору аннуитета с отсрочкой платежа);
    2. искажение количества выплат, предоставляемых в период, путем учета сумм, которые страхователь может потребовать и получить только в будущих периодах.

Запрос касался только признания маржи за обслуживание по договору в составе прибыли или убытка. В отношении договоров аннуитета, описанных в запросе, организация принимает страховой риск, связанный с неопределенностью относительно того, как долго проживет страхователь. Комитет отметил, что организация будет применять другие требования МСФО (IFRS) 17 для признания в составе прибыли или убытка отдельно от маржи договорного обслуживания — корректировки риска на нефинансовый риск. Рисковая корректировка на нефинансовый риск представляет собой компенсацию, которую организация требует за принятие на себя неопределенности в отношении суммы и времени денежных потоков, возникающих в результате нефинансового риска. Комитет не обсуждал эти другие требования.

По группе аннуитетных договоров организация может предоставлять держателям полисов другие услуги по договору страхования в дополнение к страховому покрытию на случай дожития, например страховое покрытие на случай смерти в период отсрочки или услуги по возврату инвестиций. Вывод, сделанный в данном решении повестки дня, применяется к страховому покрытию на случай выживания, независимо от других предоставляемых услуг. Если договоры предоставляют другие услуги по договору страхования, организация также должна будет рассмотреть схему передачи этих услуг страхователю.

Комитет пришел к выводу, что принципы и требования стандартов МСФО по бухгалтерскому учету обеспечивают адекватную основу для эмитента группы аннуитетных договоров, описанных в запросе, для определения суммы маржи договорных услуг, которую следует признать в составе прибыли или убытка за период в связи с передачей страхового покрытия на дожитие в этом периоде. Следовательно, Комитет решил не добавлять проект по установлению стандартов в план работы.
Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z 0-9 ! ? % @ # $ % ^ ~ & * | / ( ) [ ] { } < > _ - + : ; . , ` и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение и мы ответим Вам в ближайшее время. Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ